Неожиданно всплывший скандал вокруг контрольного пакета акций словацкой нефтетранспортной компании Transpetrol облегчил нефтяной компании "ЮКОС" борьбу за оставшиеся 49% акций. У россиян теперь остался лишь один конкурент - местная компания Slovnaft. Сейчас Transpetrol на 100% принадлежит государству. Пропускная способность трубопроводов Transpetrol - 21 млн т нефти в год. В прошлом году по нему было транспортировано 9,3 млн т, из которых 5,3 млн т переработал НПЗ Slovnaft. Доход компании за первое полугодие 2001 г. составил $23,6 млн. Первоначально участвовать в тендере по продаже принадлежащих государству 49% акций Transpetrol собирались шесть компаний. Помимо "ЮКОСа" и Slovnaft это были чешская Ceska Rafinerska, ChevronTexaco, "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". Правда, в двух последних компаниях эти намерения сейчас не подтверждают, но представитель Министерства экономики Словакии сказал "Ведомостям", что "Сургутнефтегаз" и "Роснефть" отказались от участия в конкурсе. Он предположил, что это произошло из-за скандала вокруг акций Transpetrol. Как выяснилось недавно, в счет долга трубопроводной компании государство заложило кредитору 34% акций Transpetrol. Обязательства Transpetrol исполнены не были, и теперь компания C.S.I. -CD требует переоформить на нее эти акции. Когда это стало достоянием гласности, все претенденты, кроме "ЮКОСа" и Slovnaft, свои заявки отозвали. Возможно, их смутила перспектива делить трубопроводную компанию не только с государством, но еще и с неизвестной частной структурой. "Да, мы подозреваем, что эта история стала причиной отзыва предложений со стороны других участников тендера", - сказала "Ведомостям" директор секретариата Министерства приватизации Словакии Эва Бенешова. Но, по ее словам, пакет акций, о котором идет спор, по-прежнему находится в собственности правительства и в случае каких-либо проблем правительство возьмет на себя ответственность за эти обязательства Transpetrol. "Инвесторы не должны беспокоиться об этом. Это проблема правительства. Вопрос будет решен в суде", - говорит Бенешова. "ЮКОС" и Slovnaft, по ее словам, остаются участниками тендера. Руководитель пресс-службы "ЮКОСа" Максим Пучков ситуацию комментировать отказался, лишь подтвердив, что компания действительно претендует на покупку 49% акций Transpetrol. Между тем вчера словацкое правительство официально обратилось к участникам тендера с предложением повысить цену сделки. Точная ее сумма держится в секрете; независимые аналитики оценивают выставленные на продажу акции примерно в $50 млн. Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров считает, что "ЮКОС" все равно примет участие в словацком тендере. Он отмечает "исторический" интерес "ЮКОСа" к трубам. Компания стала инициатором проектов строительства нефтепровода в Китай, а также реконструкции магистрали "Дружба" - "Адрия", но в обоих случаях на ведущие позиции в проектах старается выдвинуться "Роснефть". Однако в случае с Transpetrol "ЮКОС" может получить совершенно независимый от российской транспортной монополии трубопровод, имеющий выход как на "Адрию" и глубоководный порт Омишаль, так и на Чехию и Германию. Нестеров отмечает, что это практически готовый транспортный путь для каспийской нефти, в случае если часть ее направят по недавно построенной трубе Одесса - Броды. Так что потенциально приобретение словацкой трубы - очень доходный проект.
|