Российская бюрократия демонстрирует фантастическую живучесть. Несмотря на усилия "сверху" по сокращению кадров в органах государственной власти и местного самоуправления, армия этих работников выросла в прошлом году еще почти на 30 тысяч. Такой же примерно прирост был и в 1999-м. В среднем каждые 18 минут у нас становится одним чиновником больше. Общая их численность (без Министерства обороны, МВД, других органов, обеспечивающих правопорядок и безопасность государства, данные по которым не разглашаются) составила на конец минувшего года 1,163 миллиона человек. Таковы результаты последнего обследования, переданного в эксклюзивном порядке Госкомстатом РФ нашей редакции. Полученная картина любопытна прежде всего тем, что еще раз подтвердила "правило сохранения бюрократии" (названное по аналогии с законом сохранения материи): если численность "белых воротничков" где-то сокращается, то в другом месте она увеличивается, причем в большем масштабе. Вот как это выглядит на практике. В центральных аппаратах министерств и ведомств после всех реорганизаций, слияний, сокращений и обновлений кадров, произведенных в последние три года, общее количество работников осталось практически на прежнем уровне - 30,3 тысячи (включая администрацию президента, органы при правительстве РФ). Это чуть поменьше, чем было в конце 1999-го, на 1400 больше, чем насчитывалось в декабре 1998-го, и примерно соответствует данным за 1997-й. А вот в подразделениях министерств и ведомств, которые расположены в областях, краях и республиках, огромный 382-тысячный "контингент" чиновников все-таки сократился в 2000-м - и не на 100 или 200 штатных единиц, а на 7,5 тысячи. Лед тронулся? Куда там. Все эти "потери" с лихвой были компенсированы неукротимым разбуханием штатов в региональных и местных структурах. Здесь прирост составил за прошлый год 31 тысячу(!) "белых воротничков". Вот это темпы! На местах в условиях полной бесконтрольности "размножение" чиновников идет непрерывно. За последние шесть лет их стройные ряды увеличились на 110 тысяч. Прибавка вчетверо превышает численность всех работников в центральных аппаратах министерств и ведомств, вместе взятых. Таким образом, установлен своеобразный национальный "рекорд": на региональном уровне сейчас насчитывается 625 тысяч управленцев, а вместе с территориальными подразделениями федеральных ведомств - 1,124 миллиона. Мне могут возразить, что в нашей стране чиновников все же значительно меньше, чем в ряде индустриально развитых государств. Об этом свидетельствует, в частности, таблица, которую недавно подготовил Госкомстат: Приведенные цифры на первый взгляд успокаивают. У нас, оказывается, в два с лишним раза меньше управленцев (в расчете на 1000 населения), чем в Соединенных Штатах, и почти в 6 раз мы "отстаем" по этому показателю от Франции. Выходит, нам надо еще увеличивать рать чиновников, а не сокращать их. Именно этот аргумент и используют противники реформ в сфере управления. Но сравнение с Западом в данном случае, думаю, не совсем корректно. Во-первых, значительная часть "белых воротничков" там занята в масштабных рыночных институтах, которые в своем развитии намного обогнали нас. Во-вторых, у нас чиновники нередко не облегчают, а усложняют жизнь граждан. "Инстанции" порой становятся бюрократической крепостью, одолеть которую могут только очень настойчивые, "пробивные" жители. За рубежом к бюрократии тоже предъявляют немало претензий, воюют с ней, но все-таки она не является таким жестким тормозом на пути позитивных перемен, как у нас. В Англии для открытия своей небольшой фирмы требуется, как правило, всего несколько дней, в Германии - 2 часа. Естественно, при этом нет и речи ни о взятках, ни о подношениях чиновникам. Бывают, понятно, и там исключения, но именно исключения. Помочь законопослушному гражданину - обязанность муниципальных или федеральных чиновников. У нас для открытия своего малого бизнеса надо обойти от 25 до 70 организаций, затратив от нескольких месяцев до порой целого года. Первоначальные расходы будущего российского бизнесмена только на оформление бумаг составят около 1000 долларов - для начинающего малого предпринимателя изрядная сумма... Взятка стала почти что "нормой". Нельзя не сказать и о ведомствах социальной направленности, которых в Германии, Швеции, ряде других стран заметно больше, чем у нас. В структуре федерального правительства Германии, скажем, есть министерство по делам семьи, престарелых женщин и молодежи. Для нас это не-обычно... И в Великобритании имеется министерство по делам женщин. Еще одно немецкое министерство - защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства. Опять-таки удивительным представляется то, что защита прав потребителей поднята на государственный уровень. Я уж не говорю о более привычных для нас министерствах - труда и социальных дел; здравоохранения; по делам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов; образования и научных исследований. Всего в Германии - 14 министерств. В США, между прочим, их еще меньше - 13, но зато есть, скажем, министерство по делам ветеранов. А как в этом плане обстоит дело у нас? В России сегодня действуют 24 министерства и еще 27 госкомитетов, федеральных комиссий, служб, агентств. В общей сложности - более 50 ведомств. Но вот вопрос: всегда ли оправдано их существование? Насколько вообще эффективна такая громоздкая управленческая пирамида? Ответ дается в послании главы государства Федеральному Собранию. Территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, подчеркивается в этом документе, "финансово и организационно слабы, дублируют деятельность региональных органов и подчас не в состоянии выполнять даже контрольные функции". И далее, говоря о "сопротивлении реформам со стороны чиновничьего аппарата", Владимир Путин остановился на системе законодательной и исполнительной власти, которая "устроена так, что тормозит, а во многих случаях - просто останавливает преобразования. Система защищает свои права на получение так называемой "статусной ренты", говоря прямо - взяток и отступных". Все это представляет серьезную угрозу для общества, государства. Генеральный прокурор Владимир Устинов, опираясь на имеющиеся оперативные материалы, заявил, что "чиновный аппарат как никогда сегодня замаран мздоимством и злоупотреблениями властью... Почти везде у нас федеральные и региональные элиты срослись с финансово-промышленными группировками". Так что речь идет не только о численности чиновников, содержание которых действительно требует огромных средств, но и главное, - о качестве их работы, наведении должного порядка в государственном механизме. Борьба с коррупцией - тема отдельная. А сейчас зададимся вопросом: почему со столь низкой эффективностью, с таким скрипом и торможением функционируют многие муниципальные и государственные службы? Одна из причин - недостаточная квалификация кадров. Толковые молодые специалисты, проработав на госслужбе два-три года и обзаведясь нужными связями, нередко уходят в коммерческие структуры. Заработки там - в 10-15 раз выше. В фирме средняя зарплата - от 1,5 до 2 тысяч долларов в месяц. А оклад, например, специалиста первой категории в аппарате правительства - 1650 рублей. С премиями и надбавками получается около двух с половиной тысяч. Даже начальник отдела федерального министерства приносит домой (оклад плюс премия) 3900. Между прочим, в Москве, где жизнь очень дорогая, средняя зарплата в январе составляла 4443 рубля. Было бы, разумеется, неверно всех управленцев мазать черной краской. Есть добросовестные, квалифицированные работники, на которых, собственно, и держится еще как-то аппарат управления. Но правда и то, что очень много "сереньких" канцеляристов, не способных не то чтобы генерировать свежие идеи, но даже толково написать деловую бумагу. Это относится и к тем пожилым женщинам и мужчинам, которые "досиживают" оставшиеся до пенсии годы. Впрочем, в коридорах власти хватает и пенсионеров. Согласно данным Госкомстата, среди чиновников, замещающих государственные должности в центральных аппаратах министерств и ведомств, каждый одиннадцатый перешагнул пенсионный возраст и продолжает трудиться. Многовато ветеранов... Удивляет и другое: в этих же центральных апппаратах более 2700 работников (тоже на государственных должностях) имеют лишь среднее образование. А еще две тысячи управленцев не окончили даже средней школы(?!). Два года назад здесь было вдвое меньше чиновников, не имеющих аттестата зрелости. Что, грамотных не осталось в стране для работы в министерствах? Стоит ли удивляться низкой квалификации тех, кого называют "белыми воротничками"? А в масштабах страны, если выйти за пределы столичного Садового кольца, картина еще прискорбнее. Работников, занимающих государственные должности и не имеющих даже среднего образования, у нас почти 25 тысяч (два года назад их было втрое меньше). А управленцев без вузовского диплома - 137,7 тысячи. Комментарии излишни. Чтобы исправить ситуацию, нужны решительные действия, комплекс мер. Требуется быстрейшее принятие подготовленного в Минэкономразвития пакета законов о дебюрократизации, что позволит свести к минимуму произвол чиновников. Следует также ускорить подготовку реформы госслужбы. За счет сокращения неэффективно работающих пожилых "теть Мань", ждущих наступления пенсионного возраста, можно увеличить оклады настоящим специалистам с таким расчетом, чтобы госслужба стала престижной и достойно оплачиваемой. На госслужбу придут высококвалифицированные работники, которые будут дорожить своим местом. Далее. Детальное определение функций каждого государственного служащего, повышение его ответственности, а также ужесточение контроля, укрепление всей вертикали власти, четкая, эффективная и "прозрачная" структура управления сверху донизу - все это позволит заменить нынешний раздутый, во многом заскорузлый, низкооплачиваемый аппарат управления на более работоспособный, современный и - заинтересованный. Задача очень трудная, но отступать некуда. Сравнение численности работников федеральных органов исполнительной власти в России, странах Европы и США (расчеты проведены по сопоставимой методологии) Россия Англия США Франция 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1992 г. Всего федеральных чиновников (по сопоставимому кругу) в тысячах 412,8 430,5 1717,8 926,5 Численность этих управленцев в расчете на 1000 населения 2,8 7,3 6,4 16,1 ... в расчете на 1000 занятых 6,4 16 13,3 41,5
|