В минувшие выходные в среде российских интернетчиков разгорелся нешуточный скандал: несколько онлайновых и "обычных" СМИ сообщили о смене руководства ОАО "Рамблер Интернет Холдинг ", владеющего крупнейшим российским порталом Rambler. Эти преждевременные, как выяснилось в понедельник, сообщения - отражение конфликта между двумя крупнейшими акционерами "Рамблера", разошедшимися во взглядах на будущее компании. Все менеджеры "Рамблера" остаются на своих местах по крайней мере до 30 мая. Rambler Group, в которую входит "Рамблер Интернет Холдинг ", принадлежит инвестиционным компаниям "Русские фонды" и Orion Capital Advisors (распределение долей согласно неофициальным источникам - 50:50). Фактически единоличными владельцами интернет-холдинга являются главы этих компаний, Сергей Васильев и Виктор Хуако, являющиеся сопредседателями совета директоров "Рамблера". В пятницу сотрудники "Рамблера" получили по электронной почте письмо, подписанное Виктором Хуако. На следующий день текст письма появился сразу на нескольких информационных веб-сайтах, специализирующихся на публикации корпоративных "сливов". В письме говорится, что вместо Михаила Ханова президентом компании назначен известный интернет-деятель Антон Носик, Ханов становится консультантом "Рамблера" по вопросам маркетинга, а исполнительный директор компании и один из разработчиков поисковой системы Rambler Игорь Ашманов покидает компанию "по собственной инициативе". "Мы, как и все люди, нелегко воспринимаем изменения, но, к сожалению, изменения составляют часть нашей жизни", - говорится в письме. Ханов и Носик подтвердили "Ведомостям" подлинность этого документа. Носик лишь месяц назад получил в "Рамблере" пост вице-президента по развитию. Получив письмо с известием о повышении, он начал энергично действовать. В субботу ряд интернет-изданий (в частности, Lenta.ru, где Носик занимает должность главного редактора) сообщил о смене руководства холдинга как о свершившемся факте. Кроме того, Носик успел дать интервью "Газете.ru" и "Нетоскопу", в которых дал понять, что "бывшее" руководство компании мешало претворению в жизнь его стратегических планов. Но в понедельник Ханов и Ашманов выступили с опровержениями. "Я еще никуда не ушел. В компании все остались на своих должностях", - сообщил "Ведомостям" Ашманов. "Все слухи о смене руководства - это нечистоплотная PR-кампания, развернутая Носиком. Я разговариваю с вами как действующий президент "Рамблера". Никаких изменений в компании не будет по крайней мере до собрания акционеров 30 мая", - вторил ему Ханов. Вечером того же дня, после переговоров с Сергеем Васильевым, Носик уже не представлялся президентом. "Акционеры должны в скором времени выработать общую позицию по этому вопросу", - сказал он. На вопрос "Ведомостей" о преждевременных "президентских" интервью Носик ответил просто: "Я получил указание от акционера, Виктора Хуако, и как наемный работник выполнял его". Как выяснилось, другой акционер придерживается других взглядов на будущее "Рамблера", о чем, судя по всему, и шла речь на вчерашней встрече Васильева и Хуако. Последний, сославшись на занятость, отказался комментировать "Ведомостям" итоги встречи, отослав за информацией к главе "Русских фондов". "Между нами с Виктором нет никаких существенных разногласий в вопросах стратегии развития "Рамблера", - заверил корреспондента "Ведомостей" Сергей Васильев. - Есть только небольшие расхождения в нюансах. Это обычные дружеские трения. Мы договорились назначить нового президента 30 мая, когда ОАО "Рамблер Интернет Холдинг " должно проводить собрание акционеров". О ходе встречи - которую, в сущности, тоже можно назвать собранием акционеров со 100% -ным кворумом, - Васильев распространяться не стал. "Посидели с пивом", - говорит он. То, что вопрос о смене президента вообще возник, участники рынка объясняют просто. "Инвесторы отчаялись зарабатывать на Интернете, - говорит Дмитрий Людмирский, вице-президент агентства "Алгоритм". - Антон Носик, как популярный человек, нужен для видимого увеличения стоимости проекта с дальнейшей целью продажи. Он не из тех людей, которые могут наладить бизнес-процессы в компании и вывести ее из кризиса". Впрочем, Людмирский оговаривается, что и Ханов - фигура на рынке известная. "На раскрутку Ханова в качестве "мистера Рамблер" в телепередаче "Что? Где? Когда? " (интернет-холдинг является ее спонсором. - "Ведомости") потрачено не менее половины всего маркетингового бюджета компании", - говорит вице-президент "Алгоритма". Еще одним поводом для конфликта между Носиком и нынешними высшими менеджерами "Рамблера" могли стать неоднократные публичные высказывания Носика о возможности слияния компании с ее злейшим конкурентом - "ЯndexХом". "У обеих компаний существуют команды, создавшие поисковые системы. Они дублируют друг друга, в случае объединения их придется сокращать", - сказал Носик в интервью "Алгоритму".
|