В пятницу был вынесен приговор по одному из самых нашумевших в последние годы дел, связанных с националистическими настроениями в обществе, - делу о погроме на рынке московского микрорайона Ясенево. Приговор оказался на редкость мягким - обвиняемых в погромах приговорили в основном к условным срокам. О том, почему в обществе наблюдается всплеск националистических настроений, кому выгодно существование скинхедов и кто их финансирует, доктор социологических наук, завлабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований Петербургского госуниверситета, профессор Анатолий Козлов рассказал корреспонденту «Известий» Елене Роткевич.
«Скинхеды нужны для решения определенных задач»
- Откуда берутся скинхеды?
- Больше всего скинхедов в Москве и Петербурге, потому что столицы - проходной двор, место, где оседают мигранты. На миграцию решаются люди гораздо более сильные по складу характера, чем обычно. Мигрант - это авантюрист, человек, знающий, что ему будет трудно. Он готов к тому, что придется драться. Представители Кавказа во многих случаях ведут себя очень агрессивно при эмиграции, начинают вытеснять старожилов. Например, в Петербурге достаточно много мест, где компактно проживают кавказцы и откуда из-за этого уезжают коренные жители. Поговорите с милицией - они укажут вам целые лестничные клетки, где мигранты выкупили все квартиры. Они перетягивают туда родственников, образуют колонии... Еще в конце 80-х годов Петербург был чисто русским городом: 93-94% населения составляли русские. Сейчас каждый пятый житель города - представитель юга, преимущественно Кавказа. Примерно такая же ситуация и в Москве. Представители национальных меньшинств вытесняют старожилов, которые, естественно, не остаются в долгу. Мы имеем дело с конфликтом культур.
- То есть представители нацменьшинств сами виноваты, что их убивают? Скинхеды тут ни при чем?
- Некорректная постановка вопроса. Просто ответное поведение должно быть адекватным. Заметьте, если русский человек неправильно поведет себя где-нибудь на Кавказе или в Средней Азии, то ему моментально об этом скажут или даже пригрозят. Но я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь из русских людей просто сказал бы выходцам с Кавказа, когда они, например, задираются: «Вы на родине так себя не ведете и здесь не смейте».
- Но почему скинхеды активизировались именно сейчас?
- У меня такое впечатление, что сегодняшние скинхеды - это ребята, которые действуют по звонку. Самодеятельной активности очень немного. Когда нужно обострить обстановку - сейчас ведь выборы! - а кампания идет вяло... Это не значит, что из какого-нибудь штаба звонят: «Срочно бросай ребят на дело!». Такое только в кино возможно, а на самом деле все значительно сложнее. Где-то кому-то на что-то намекают...
- Можете привести пример?
- Конкретные примеры заканчиваются судебным иском. Ну, допустим, есть лицо, похожее на президента, и кому-то оно не нравится. Скинхедов выпускают на очередной погром. Дальше раздаются крики: «До чего страну довели - фашисты бегают по улицам!»
- То есть выходки скинхедов оплачивают силы, противостоящие президенту, допустим, олигархи?
- Сам олигарх никогда не опустится до того, чтобы оплачивать скинхеда. Ну, если очень огрубленно, то схема выглядит так. Допустим, не хотят ребята-кавказцы помогать представителям правопорядка, скажем, в борьбе с наркотиками. Или не хотят сообщать нужную информацию. И неожиданно к ним приходит группа скинхедов и начинает их колошматить...
- То есть скинхеды поощряются самими правоохранительными органами?
- Нет, не поощряются. Просто в нашем сложном социальном механизме каждой твари должно быть по паре. Это аморально, но все нужны!
- Зачем?
- Для решения такого рода деликатных задач.
- Детей убивать?
- В том числе детей.
«Скинхед для меня - это пациент»
- Какова, на ваш взгляд, вероятность того, что в Петербурге скоро начнутся погромы?
- Они вообще не начнутся, если за них не заплатят!
- А дорого стоит погром устроить?
- Вообще-то дорого, но все зависит от ситуации. Нужна хорошая подготовка - аналитические центры, идеологи, организация. Ну, вот приведу пример - говорят: «пришел шахид, взорвал свой пояс, устроил теракт». Чушь! Для того чтобы он мог провести такую операцию, его должны сопровождать 5-8 человек. Ему пробивают коридор, его проводят, обеспечивают возможный уход всей команды... Так и здесь: если хотите сделать погром, нужно заранее обеспечить его идеологию и участие народных масс. А массы-то этого как раз и не хотят.
- Можете нарисовать портрет «среднего» скинхеда?
- Я общался с ребятами 16-25 лет из профашистской организации. Руководитель группировки - несостоявшийся студент, отчисленный с третьего курса. А все остальные там - «дно». У большинства заметны задержки развития - срабатывает алкогольная наследственность. Они просто не умеют думать, но очень внушаемы. Не пьют, занимаются физкультурой. Они просто играют в солдатиков. Это прямолинейные люди, агрессоры, которые не приемлют консенсуса. Очень часто от нашего прекраснодушия мы пытаемся с ними говорить как с нормальными людьми. Нельзя этого делать! Скинхед для меня - пациент, и говорить с ними можно только как с пациентами. Это заурядные уголовники, которым в голову намешалась псевдоидеология. Скинхеды - не та часть населения, которая что-то может создать. Это отбросы общества, это наша российская помойка.
«Антикавказское общество финансировали сами кавказцы»
- Как обществу очиститься от этих «отбросов»?
- Как-то на большом совещании, посвященном молодежным проблемам, я высказался о том, что пора со скинхедами заканчивать и пора применять к ним методики из арсенала МВД. На что мне пара работников центров по делам молодежи сказали: «Скинхеды - это не фашисты. Скинхеды бывают и хорошие». Я только развел руками... Чтобы ликвидировать скинхедов, достаточно просто поднять трубку и сказать: «Возьмем всех».
- Кто кому должен позвонить??
- Начальники региональной милиции должны получить указание из МВД. Но такого распоряжения не было и никогда не будет. На каком основании брать «вообще скинхеда»? За то, что он ходит бритый? Или говорит: «Я - фашист»? Так это его личное дело. Это наша плата за то, что мы развалили практически всю работу с молодежью. Плата за то, что разрушена система контроля за поведением детей и появились структуры, которые берут на себя эти функции - небескорыстно, конечно.
- А какая корысть?
- Иметь отряды, боевые отряды! То общество, которое мы сегодня построили, - довольно страшненький криминально-бюрократический урод. Кого будут эти отряды пугать, кого убивать - дело второстепенное. Сегодня в Петербурге насчитывается примерно 5 тысяч скинхедов, хотя я слышал цифру и 20 тысяч. Но это просто шпана. Это резерв. Группировки часто распадаются, создаются новые - зависит от их финансовой подпитки. В отношении пары организаций нам удалось выяснить, кто их финансировал. В одном случае круто националистической антикавказской группировке давали деньги сами кавказцы - чтобы держать своих же соплеменников в страхе.
- Может, нужно изменить национальную политику?
- В Петербурге нет никакой национальной политики. Более того, наше чиновничество в панике бежит от этого определения, боится его: вдруг получится что-то не то! В результате сегодня в Петербурге есть телевизионный канал и передачи, в которых выступают откровенно националистические лидеры. Масса фашистской литературы продается в любом ларьке! Скинхеды - это продукт общего подъема национализма в стране, его крайние, извращенные формы. Сегодня все говорят: «Национализм - это очень плохо!». Но национализм в его первородном понятии - это идентификация себя со своим народом. Это следствие национального возрождения страны. В этом есть что-нибудь плохое? А то, о чем мы говорили, - шовинизм и нацизм - это крайности.
«Сварожичи», «модники» и «скинпеды»
Движение скинхедов зародилось в Англии в 60-х годах прошлого века. Скинхедами, как правило, становились молодые люди, вернувшиеся из армии. Отсюда родилась и их униформа - высокие армейские ботинки на шнуровке, камуфляжная форма, короткая стрижка. В России больше распространены боунхеды («boneheads» - «костяные башки», «тупоголовые») - это наци-скины, название праворадикальных скинов. Однако международная классификация скинхедов для России и Петербурга малопригодна, у России и здесь собственная гордость.
«Шульц-88» - одна из самых известных сегодня в Петербурге скинхедовских группировок. В октябре прошлого года был задержан ее лидер (по версии следствия) 24-летний Дмитрий Бобров. Цифра 8 означает порядковый номер буквы Н немецкого алфавита, и соответственно 88 в «переводе» означает «Хайль Гитлер». Организация образовалась в 1998 году путем слияния московских «Лефортовского фронта» и «Белых бульдогов» и, по некоторым данным, выступала в качестве основной «ударной силы» во время погрома на Царицынском рынке в Москве.
«Сварожичи» («Русский кулак») - одно из самых крупных формирований скинхедов в Петербурге, насчитывающее, по разным данным, от 150 до 300 человек. Свое начало «Русский кулак» ведет еще с Русского молодежного фронта, появившегося в начале 90-х годов.
«Модники» - эти скины носят все атрибуты скинхедов, но, как правило, тихи и неагрессивны, так как примкнули к «скинам», подражая моде. «Модники» составляют довольно значительную часть питерских скинхедов.
«Скинпеды» - группы скинхедов-гомосексуалистов. Их количество довольно значительно в общей массе скиновского движения. В течение десятилетия в Петербурге непреднамеренно создавались условия, когда скинхеды, попавшие в места заключения за мелкий разбой и грабеж, оказывались в камерах вместе с «лицами кавказской национальности». Возможно, сработал фактор неприязни работников ГУИН к неонацистам. Кавказцы, выражаясь тюремным жаргоном, «опускали» скинхедов, которые после выхода из тюрьмы начинали формировать конспиративные неонацистские группы уже нетрадиционной ориентации.
|