«Самолет с сенатором от штата Юта пересек воздушное пространство России», – доложил оператор станции ПВО. «Сажайте», – последовал приказ. Дежурная пара МиГ-29 поднялась в воздух и устремилась к маленькому самолету сенатора. Пилоту ничего не оставалось, как подчиниться. Из затормозившей у самого трапа черной «Волги» выскочили агенты ФСБ. Один из них приблизился к сенатору: «Мы хотели бы задать вам несколько вопросов, сэр. Если вы откажетесь сотрудничать, мы вынуждены будем вас арестовать».
Так мог бы начаться боевик, где затем хорошие американские парни во главе с Арнольдом Шварценеггером (Сильвестром Сталлоне, Жан-Клодом Ван Даммом), оставив на своем пути дымящиеся руины, гору трупов и разбитое сердце русской шифровальщицы, вызволяли бы сенатора из цепких лап ФСБ. Однако достаточно заменить российское Приморье на Калифорнию, а ФСБ – на ФБР, как выдуманный боевик превращается в эпизод из реальной жизни сенатора от Пензенской области Андрея Вавилова. Личный самолет сенатора, направлявшегося в отпуск, был посажен на одном из американских аэродромов, а самого члена верхней палаты российского парламента допросили сотрудники ФБР... Только вот никакие российские спецназовцы почему-то не полетели через океан вызволять из неволи важного государственного сановника. Более того, Совет Федерации вообще никак не отреагировал на силовые действия другой страны в отношении российского парламентария. Складывается впечатление, что эта история никого особенно в Москве не взволновала и даже не удивила. Впрочем, справедливости ради следует признать, что данный эпизод не самый драматичный в жизни Андрея Вавилова, которая очень напоминает голливудский триллер о русской мафии. Так, 3 февраля 1997 года в трехстах метрах от Красной площади, у здания Министерства финансов, в результате взрыва радиоуправляемого фугаса взлетел на воздух его служебный «СААБ 9000», дожидавшийся хозяина, тогда еще первого заместителя министра.
ЗАМ ПЯТИ МИНИСТРОВ
В свои 43 года Вавилов успел окончить Московский институт управления, защитить сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию, возглавить Институт финансовых исследований, поработать заместителем у пяти министров финансов, поруководить коммерческим банком, потрудиться главным финансовым консультантом правления РАО «Газпром», побыть хозяином небольшой (зато практически даром доставшейся) нефтяной компании и, наконец, принять деятельное участие во всех самых громких финансовых скандалах России 90-х годов. Нынешнее американское «приключение» Андрея Вавилова формально связано с одним из этих скандалов. Если верить благополучно вернувшемуся на родину сенатору, поводом для допроса послужило дело бывшего украинского премьера Павла Лазаренко, арестованного в США в феврале 1999 года по обвинению в коррупции, мошенничестве, хищении и отмывании денег. Вот один эпизод этого дела из далекого 1996 года, имеющий отношение к России вообще и к Вавилову в частности.
Денег тогда в России ни у кого, включая государство, официально не было. Поэтому все должны были друг другу астрономические суммы. Кому, как не Минфину (в лице первого зама А.П. Вавилова), было разрубать этот гордиев узел. В итоге была задумана следующая комбинация: «Газпром» берет краткосрочный кредит у коммерческих банков, погашает свою задолженность перед Госналогслужбой, она переводит деньги в федеральное казначейство. Казначейство отдает заложенную в бюджете сумму Министерству обороны, которое переводит их в государственную корпорацию «ЕЭС Украины», которая, в свою очередь, погашает свой долг перед «Газпромом» и поставляет Министерству обороны стройматериалы. «Газпром» отдает кредит, и никто никому не должен. Сумма, задействованная в схеме, составила 450 млн долларов. Деньги прошли по кругу, долги «расшились».
Дело оставалось за малым – поставками стройматериалов для российского оборонного ведомства. Они даже было начались. Кирпича и шифера военные получили на 123 млн. Но потом стали случаться досадные неприятности. Сначала Госналогслужба во главе с Виталием Артюховым, подписывавшим среди прочих соглашение о взаимозачете долгов, облагает украинские поставки введенным не так давно НДС. Стройматериалы дорожают на 20%, военные просят приостановить отгрузку и начинают бегать по кабинетам в поисках правды. А тут еще украинское правительство лишает «ЕЭС Украины» права заниматься внешнеэкономической деятельностью. Одним словом, больше Минобороны не получило ничего, хотя украинские энергетики тоже богаче не стали. 327 млн пересекли Атлантику и осели на чьих-то частных счетах. Не то чтобы денег в России совсем не хватились. В 2000 году было возбуждено уголовное дело, и виноватого нашли. Им оказался назначенный за месяц до начала реализации схемы начальником финансового главка Минобороны генерал Георгий Олейник, подписавший одну из платежек. Автор всего плана Андрей Вавилов выступил в суде в качестве свидетеля.
ПРЕДЪЯВИТЕ ВАШИ СКЕЛЕТЫ
Во всей этой истории не ясно только одно: какое отношение к недополученным российским военным ведомством миллионам имеет ФБР, и почему его сотрудники допрашивают российского сенатора? Не деньги же их, в конце концов, интересуют. Не исключено, что Вавилов – первый «скальп», предъявленный избирателю американским президентом, объявившим о начале борьбы с коррупцией в мировом масштабе. Самолет Вавилова, летевшего на горнолыжный курорт Аспен, посадили в Калифорнии 5 января, а Буш объявил войну взяточникам всех стран только 12-го. Надо сказать, что с точки зрения избирательной стратегии республиканцев Россия представляет собой одну из болевых точек. В свете продолжающегося давления на ЮКОС, установления контроля Кремля над телевидением, предстоящего всенародного избрания Путина В.В. президентом демократы только и ждут, чтобы поговорить на тему: «Кто потерял Россию?». И Вашингтон делает неожиданный ход. Правоохранительные органы начинают проявлять интерес к коррупционным скандалам в России 90-х годов, то есть в то самое время, когда Клинтон устанавливал наитеплейшие отношения с «другом Борисом».
В этом свете история с допросом более чем информированного сенатора от Пензенской области выглядит несколько иначе. Это в России посадка Вавилова стала достоянием СМИ только на прошлой неделе, когда он вернулся на родину, откатавшись-таки на горных лыжах запланированные две недели. Причем все, что об этом инциденте известно, известно исключительно со слов самого Вавилова, хотя и этого достаточно для большого скандала. «Насколько я понимаю, – поделился Вавилов со слушателями «Эха Москвы», – во всей этой истории фигурировали имена Ельцина, Вяхирева, Черномырдина, Грачева, Родионова – всех чиновников, которые тогда работали». Но тогда работали и имели отношение к сделке не только перечисленные персонажи. Например, нынешний министр природных ресурсов Виталий Артюхов, возглавляя в то время налоговое ведомство, тоже подписывал многостороннее соглашение. Работал в Минфине и премьер Михаил Касьянов. Так что даже если собеседники Вавилова интересовались исключительно делом Лазаренко, они могли получить компромат не только на «почетных пенсионеров».
Но в карьере Вавилова были и более «нестандартные» дела, чем взаимозачетная и взаимооткатная эпопея с армейскими поставками. Например, знания о нюансах финансирования предвыборной кампании Ельцина 1996 года или организация залоговых аукционов. С начала 90-х годов Вавилов был одним из тех, кто определял, какие банки будут уполномочены работать с бюджетными деньгами. А значит, располагал подробной информацией о том, как именно практически все российские олигархи стали таковыми. Но использование этой информации – один из главных рычагов воздействия на политическо-экономические процессы в сегодняшней России. Это со всей наглядностью демонстрирует «дело ЮКОСа»: на месте Ходорковского завтра может оказаться любой, что гарантирует власти лояльность олигархов и бесперебойное финансирование ее проектов. Теперь, похоже, и американский президент решил использовать в своих предвыборных интересах многочисленные скелеты, оказавшиеся в шкафах российской элиты после эпохи приватизации.
Сегодня, наверное, многие в России ломают голову над тем, что именно рассказал российский сенатор американским правоохранительным органам. А уж в чем, в чем, а в его осведомленности можно не сомневаться. Вавилов до сих пор остается непревзойденным мастером разработки и реализации сложных финансовых схем. Взять хотя бы относительно недолгий (2000–2003) период его руководства, а потом и владения нефтяной компанией ЗАО «Северная нефть». Вавилову за это время удалось сделать компанию частной, лишить ЛУКОЙЛ, совладельца компании, 25-процентного пакета акций, получить за 7 млн долларов лицензию на разработку месторождения Вал Гамбурцева, за которую другие нефтяные компании предлагали 100 млн. В феврале прошлого года «Северная нефть» вернулась в лоно государства – Вавилов продал ее за 600 млн долларов государственной «Роснефти». Сумма, уплаченная государством за компанию, превысила, по единодушному мнению аналитиков, все разумные пределы. Впрочем, недоумевали только экономические аналитики. Политические комментаторы отметили, что эта сделка странным образом совпала со сбором средств на выборы президента и его партии. Вавилов тогда в одном из интервью заявил, что получил чуть больше половины из тех 600 млн. Кто получил оставшееся, он не уточнил (не исключено, что и об этом у него не преминули спросить вежливые, но настойчивые агенты ФБР).
Время, кстати, у американцев было. Сенатор утверждает, что допрос длился несколько часов. Но в его многочисленных интервью немало нестыковок. Например, он говорил, что американцы угрожали арестовать его. Но утверждал при этом, что допрашивали его только в качестве свидетеля. Между тем в Америке свидетелей не арестовывают. Так что, возможно, и допрос шел не несколько часов, а несколько дней. Очень похоже, что история с Вавиловым только начинается, вернее, с него только начинается. До кого из бывших или действующих российских чиновников на самом деле хотят добраться американские силовики, остается только гадать. Ясно, что американцы намерены максимально осложнить жизнь (по крайней мере, жизнь на Западе) тем, кто нажил многомиллионные состояния за время госслужбы.
|