FLB-Сибирь начинает публикацию серии материалов об окружении губернатора Красноярского края Александра Лебедя. Сегодня речь пойдет о первом заме генерал-губернатора Людмиле Васильевне Селивановой – женщине, сумевшей за год с лишним своей работы не только подмять под себя почти все стратегические направления экономики этого российского региона и убрать из аппарата губернатора всех, кто ей в этом мешал, но и вызвавшей практически полное отрицательное отношение к ней красноярского общества и местного политического истеблишмента. Мы же со своей стороны выяснили о госпоже Селивановой довольно много интересных подробностей, никогда до этого не попадавших в СМИ Красноярского края вообще.
Путешествия Люды Шломы
Родилась Люда Шлома (девичья фамилия Селивановой) в том же Красноярске, но, достигнув 17-ти лет, отправилась за счастьем в Москву. Здесь ее жизнь складывалась довольно тернисто. Отучившись два года в техникуме на бухгалтера, она покинула его, видимо, сочтя этого образования вполне достаточным. Затем вышла замуж за рабочего-строителя Сергея Николаевича Селиванова, родила ему двух детей - Инну и Ярослава - и посвятила себя семейной жизни. Но достигнутого, похоже, оказалось мало, не такой у нее характер.
У Людмилы Васильевны была подруга - Вера Смирнова, муж которой - Владимир работал в службе технического обеспечения телецентра “Останкино”. Именно благодаря ему она и оказалась на телевидении в роли реквизитора в конце 80-х годов. Более того, волею судеб она работала реквизитором студии, где делалась легендарная программа “Взгляд”. Напомним, что из этой студии молитвами Александра Любимова в свое время вышел осветитель, а потом директор “ТВ-6 Москва” Иван Демидов и ряд других известных телеперсонажей, которым “звезды экрана” дали возможность сделать свою фантастическую карьеру. Селиванова же сделала ставку на «взглядовца» Дмитрия Захарова, позже делавшего программу “Знаки времени”. Но пойдем дальше.
Чтобы изменить свой социальный статус в советское время требовался диплом. И реквизитор Люда его получила благодаря руководителю “Взгляда” Анатолию Лысенко, который просто позвонил декану журфака МГУ Ясену Николаевичу Засурскому. Так Селиванова стала студенткой-заочницей. Заметим при этом, что Людмила Васильевна наверняка не знает в лицо ни одного из своих согруппников, не говоря уже о педагогах.
Чуть позже времена “Взгляда” кончились, Захаров создал свою студию, но финансовое управление уже было полностью в руках Людмилы Васильевны. Он, Захаров, наверное по сей день не догадывается, какими сумами она распоряжалась за его спиной. Ведь творческие люди - идеальные объект для “разводки”… В середине 90-х на работу к Захарову пришел Кирилл Легат, работавший у него режиссером на программе “Автомиг”. Именно тогда и возникла их дружба, основанная на, естественно, не ими заработанных деньгах. Через некоторое время Эдуард Сагалаев возглавил РТРи пригласил на работу Легата. Легат в свою очередь привел туда Селиванову на должность заместителя председателя по финансам (!). Тут речь уже началась настоящая финансовая деятельность. Правда, ее деятельностью тогда заинтересовалась Счетная палата России (см. Результаты проверки ОАО "РТР-Сигнал").
Тем не менее, после проверки Эдуард Сагалаев вскоре покинул пост председателя российского телевидения, и вернулся на ТВ-6, куда забрал с собой и Селиванову. К этому времени она уже “получила” диплом и собралась «получить» диссертацию. Ее защита, по информации многих людей, ее знающих, была настоящим спектаклем. В качестве дипломной работы она заявила документальный фильм Дмитрия Захарова о “Люфтваффе”! С таким же успехом она могла защищаться по роману Шолохова “Тихий Дон”.
Работа на шестом канале у Людмилы Васильевны шла тяжело. Ее невзлюбил Александр Пономарев - заместитель Эдуарда Сагалаева. Он начисто лишил ее возможности “работать” с деньгами канала, а жить на одну зарплату явно не входило в ее планы.
Репутация «слишком деловой женщины» следовала за Селивановой из Останкино на РТР, с РТР на ТВ-6 и далее везде. Косвенно она испортила репутацию и Захарову, так как пинком открывала все двери с помощью его имени. Постепенно “Взгляд” стали забывать, Захаров оказался не у дел. Однажды и у него, видимо, открылись глаза на Люду Шлому, и между ними произошел скандал чуть ли не с битьем посуды. Но к этому времени интересы Людмилы Васильевны уже переместились в Красноярск, где пахло большими деньгами. Тем более, что в Москве ей все активнее стали интересоваться не только Счетная палата, но также РУБОП и УБЭП.
И тогда, как говорят, Людмила Васильевна решила проучить своего учителя. Ее красноярские друзья, а также сотрудники спецподразделения “Альфа”, подрабатывавшие в свободное время ее личными охранниками вызвались “наказать” бывшего “взглядовца”. Для начала силой забрали принадлежавшую ему телевизионную технику. Затем начали “наезжать” по поводу денег. К делу был подключен профессиональный снайпер “Альфы” подполковник Игорь Ворошилин. Селиванова уже готова была открыть “счет”. Захарову звонили и обещали, что он отправится вслед за Листьевым. Однако он не стал пытаться самостоятельно решить проблему, а обратился в РУБОП. Через два дня снайпер был на допросе на Шалобовке, 6 и дал признательные показания. Казалось бы, на руках Людмилы Васильевны должны были сомкнуться наручники. Однако хозяин ТВ-6 Борис Березовский был тогда в силе и, все обошлось. История получила нехорошую огласку в телевизионных московских кругах. Тут-то Людмила Васильевна и начала собираться в Красноярск... Ее московская эпопопея закончилась.
Алюминиевая леди
Первый заместитель Лебедя вскоре после своего назначения и активных действий оказалась втянута в сомнительную историю с подарками от лидеров организованной преступности.
В июле 2001 года исполнился ровно год, как у Александра Лебедя появился новый первый заместитель – Людмила Селиванова. Сейчас этой славной дате чуть менее полутора лет. Уроженка Красноярска, много десятков лет назад уехавшая из этого города в Москву, где последовательно работала директором программы “Взгляд”, одним из руководителей коммерческой службы ВГТРК при Эдуарде Сагалаеве, коммерческим директором “ТВ-6 Москва”, наконец вернулась в родные пенаты. Сама Людмила Васильевна познакомилась с Лебедем еще в 1998-м году, на организованном в Красноярске фестивале “Дни ТВ-6 Москва в Красноярске”, который спонсировал в размере 1 миллиона долларов тогдашний друг губернатора Анатолий Быков. Собственно, это именно он и познакомил генерала с этой очаровательной женщиной, излучающей спокойствие, уверенность в собственных силах и недюжинную “экономическую смекалку” плюс широкие связи в столице. Лебедь еще тогда обратил внимание на “главного коммерсанта” московской телекомпании, и позже пригласил ее вернуться в Красноярск (разумеется, от Быкова при этом Селивановой пришлось отречься, раз и навсегда. Всем остальным пришлось забыть, что именно Селиванова в свое время обратилась к адвокату Генриху Падве взять Быкова под свою защиту…).
Она и вернулась, сразу же получив статус первого зама, кучу обязанностей и клеймо настоящей “железной леди” в руководстве краем…
Иезуит без юбки
Точнее, в брюках, поскольку никто первого зама Лебедя в этой части женской одежды на публике не видел. Однако как бы там ни было, обязанностей на Людмилу Васильевну действительно свалился вагон и маленькая тележка. Судите сами: общее руководство экономикой, кураторство всего металлургического комплекса региона, решение оперативных вопросов, вхождение в советы директоров нескольких крупных промышленных стратегических предприятий края… С ума сойти можно было легко, но Людмила Васильевна, как она уверяет с успехом справляется со всеми этими проблемами, говоря о том, что лишь стала меньше спать. Однако свой высший пилотаж, в том числе и в умении плести интриги, добиваясь нужного результата не только ласковым словом или подписью под важной бумагой, первый зам продемонстрировала вскоре после своего назначения в другой, также отданной под ее попечительство, сфере – информационной политике.
Дело в том, что весь прошлый 2000-й год краевые власти страсть как хотели убрать со своего поста тогдашнего руководителя Красноярского государственной телерадиокомпании и одновременно собкора “Вестей” в крае Геннадия Николаева. Журналист, карьера которого успешно шла вверх, своей деятельностью особо-то и не мешал никому, однако Лебедю в предверии выборов губернатора (время для чиновников такого ранга всегда летит быстрее желаемого темпа) страсть как хотелось иметь на этом посту подконтрольного ему человека. Николаев же подконтрольным не был, поскольку его кандидатура утверждалась в Москве в кабинете тогдашнего руководителя ВГТРК Михаила Швыдкого, а значит, и снять его можно было только там. Такого уровня связей у Лебедя в столице не было, тем более что однажды, на заре своего губернаторства, он уже пробовал “приватизировать” Красноярскую телерадиокомпанию, поставив там собственную охрану и заявив, что отныне власти края будут определять информационную политику КГТРК, к тому времени входящую в холдинг ВГТРК. Для улаживания конфликта в Красноярск приезжал даже сам Швыдкой, после чего стороны договорились согласовывать кандидатуру председателя компании.
Но суть не в этом. Такой председатель КГТРК как Николаев был не нужен, и устранить его взялась Селиванова. Довольно быстро проанализировав ситуацию и выяснив, что Николаев вот уже год как считается всего лишь “и.о. председателя КГТРК”, а контракт с ним по каким-то причинам продлевается в этом качестве каждые месяц-два, Людмила Васильевна нашла остроумный ход. Однажды, узнав, что по весьма банальной причине (московский чиновник, отвечающий за формальное продление контракта с Николаевым, ушел в отпуск, и попросту не успел это сделать автоматически, не поставив нужную подпись), Селиванова сообщает Николаеву, что контракт с ним не продлен. Довольно нервный и издерганный последним годом работы журналист тут же объявляет о своей отставке, указав в качестве причины своего увольнения давление на него высших руководителей из Москвы в смысле корректировки региональной информационной политики в угоду Лебедю. Разумеется, Селиванова делает все, чтобы об этом демарше как можно быстрее узнали на Российском телевидении. Изумленный председатель ВГТРК звонит Николаеву и говорит, что отставка у него принята, после чего объявляет истинную причину непродления с ним контракта. Николаев в шоке, но обратного хода ситуации уже не дать, и он лишь остается собкором “Вестей” по краю. Вскоре кресло председателя по согласованию обеих сторон занимает бывший руководитель пресс-службы администрации края Петр Константинов. Все лавры ловкой “разводящей” достаются Людмиле Васильевне Селивановой, а Лебедь понимает, что явно не ошибся в возможностях и силе своей новой подчиненной, которая в течение последнего года одной ей известными методами существенно поубавила оппозиционного пылу среди местных СМИ, прежде всего радиотелевизионных.
Сейчас Людмила Василеьвна уже не возглавляет Главное управление по телерадиовещанию, печати и информации администрации края – на ее место и по ее приглашению (и снова отличный ход, повергший в шок всех любителей поругать власти!) пришел... главный редактор самой оппозиционной в крае газеты “Московский комсомолец в Красноярске” (региональное издание “МК”) Александр Смирнов. Чуть позже “МК в Красноярске” превращается уже в рупор краевых властей, а пришедший на место Смирнова в главные редакторы издания его бывший заместитель Игорь Кравченко, видя такое положение, плюет на все и подает заявление об уходе по собственному желанию. И совсем недавно уезжает в Москву. Газета развалена.
Откуда подарки?
Что же касается скандалов вокруг действующего первого зама губернатора, то за все время управления краем самых известных было только немного. Но каких!..
Первый раз имя Селивановой всплыло в связи со скандальным, вышедшим на КГТРК циклом интервью Арины Шараповой с сибирским авторитетом Павлом Стругановым по кличке Паша-Цветомузыка. Скандал затих, однако вскоре появился новый.
27 марта этого года в результате ДТП в Красноярске был разбит личный “Мерседес” Людмилы Селивановой с госномером О00700, арендованный у нее - и для нее же - краевой администрацией. Самой “железной леди”, к счастью, в салоне не было – шофер, управлявший машиной, ехал за ней, чтобы отвезти на работу, но не справился с управлением, превысил скорость и врезался в ограждение дороги. Позже его признают виноватым и заставят выплачивать деньги на ремонт машины.
С автомобилями Людмиле Васильевне явно не везет, что, впрочем, не удивительно при ее публично высказанной страсти к автомобильным “гонкам на выживание”, в которых она сама много раз принимала участие (как на машине, так и на мотоцикле, будучи лично знакома с главой московских байкеров знаменитым Хирургом). К примеру, в июле 2000 года она разбила свой первый “Мерседес” с госномером 025, который когда-то с подачи Быкова ей подарил бывший друг алюминиевого короля и также экс-алюминиевый бизнесмен и акционер КРАЗа Геннадий Дружинин. Кстати, по слухам, в тот момент рядом с нею сидел никто иной, как Паша-Цветомузыка. А позже пострадал еще один ее автомобиль.
Согласитесь, что такой информационный повод журналисты не могли не отыграть по полной программе. Они и отыграли – с удивлением выяснив по своим каналам, что разбившийся “мерс” 007 около 4-х лет назад принадлежал Анатолию Быкову, который в 1998-м году продал его Цветомузыке, а тот в свою очередь, после аварии “дружининского” автомобиля… подарил его Людмиле Васильевне Селивановой. Конечно, все было оформлено, как покупка, но не на саму Селиванову, о чем речь ниже.
В любой другой стране, кроме России, такая скандальная “авто-связь” первых лиц в регионе с лидерами организованной преступности тут же закончилась бы отставкой. Но… В Красноярском крае все еще только начиналось.
Разумеется, сам Струганов тут же заявил, что ни имеет к такого рода подаркам никакого отношения, ничего он первому заму Лебедя не дарил, поскольку после него машина прошла через несколько рук. Краевая пресса тут же выяснила, что это были за “руки” и заявила: Струганов якобы продал авто своему заместителю по кличке “Ошар” (Владимир Ошаров), после чего машина попала к престарелому отцу Селивановой Василию Ильичу Шломе (в сентябре ему исполнится 70 лет), а уже оттуда к первому заму. В конце концов, предпоследнюю точку в этом вопросе поставил ответ главы Красноярского УОПа Евгения Коноваленко на запрос депутата Законодательного собрания края Вячеслава Новикова, решившего официально выяснить происхождения злополучного “Мерседеса”. Вот этот документ:
“Уважаемый Вячеслав Александрович!
Сообщаем, что интересующая вас автомашина “Мерседес-Бенц” 420 в Красноярске впервые была зарегистрирована в мае 1995 года по документам таможни. 8 августа 1997 года автомашину регистрирует на свое имя Струганов Вилор Викторович, лидер ОПГ.
14 декабря 1999 года Струганов В.В. в Москве оформляет генеральную доверенность на свою бывшую связь (“правая рука”) Ошарова Владимира Михайловича. 28 декабря 1999 года Ошаров В.М. снимает автомобиль с учета с отчуждением. 30 декабря 1999 года автомашину на свое имя регистрирует Кочкина Валентина Геннадьевна. По данным УБОП, Кочкина является любовницей Ошарова В.М., в настоящее время проживает в Москве.
В тот же день 30 декабря 1999 года Кочкина оформляет генеральную доверенность на Ошарова В.М., и Ошаров фактически просто продолжает владеть той же самой автомашиной. Таким образом, автомобиль “Мерседес-Бенц” 420 с мая 1995 года (то есть с момента появления в Красноярске) и до последнего времени (то есть до марта 2000 года) эксплуатировался членами ОПГ Струганова”.
Заметим, что глава УБОПа ни словом не обмолвился, каким образом, за что и за какие такие заслуги автомобиль в марте 2000-го перекочевал в собственность 1-го зама Лебедя Селивановой. Однако и такой ответ позволил (любопытно, с чьей бы это подачи?) начать краевой прокуратуре проверку в УОПе и лично Коноваленко на предмет правомочности обнародования им оперативной информации. О связях с криминальными структурами второго человека в крае после Лебедя правоохранительными органами не было сказано ни слова. Без ответа остался и вопрос “зачем госслужащему машина за 70 тысяч долларов, где только ежегодный профилактический ремонт (замена тормозных колодок, масла и т.д.) стоит около 30 тысяч рублей?”. А расходы на бензин?..
Красноярские журналисты из оппозиционных Лебедю СМИ не раз обращались к Людмиле Селивановой с просьбой прокомментировать все происходящее вокруг ее любви к шикарным автомобилям. Однако всякий раз первый зам губернатора края отказывалась делать это, ссылаясь на недостаток времени. Однако у “железной леди” хватило времени на другое: достоверно известно, что сразу после возникновения “автомобильного” скандала она дважды вызывала к себе “на ковер” начальника краевого управления ГИБДД Бориса Савицкого и гневно интересовалась, откуда в СМИ просочилась информация о ее машинах и где источник утечки этой информации? Остальное покрыто мраком неизвестности, как в хороших детективных романах или ТВ-сериалах.
А жизнь? Жизнь “по-селивановски” продолжается…
Что же происходит с Людмилой Васильевной Селивановой сейчас? Она продолжает работать в ранге первого зама Александра Лебедя и ездит на более чем известном “Мерседесе”. Недавняя коллективная просьба части депутатов Законодательного собрания об отставке “железной леди” сурового губернатора осталась без ответа последнего. Позже к этому вопросу депутаты вернулись снова, когда на последней ноябрьской сессии Законодательного собрания обсуждались итоги работы аппарата губернатора. Из 17,5 миллиардов рублей, которые власти обещали найти и потратить на содержание края, 5 миллиардов рублей оказались “пустыми”, дутыми. А ведь за наполнение бюджета в том числе была ответственна и Людмила Васильевна, которая, скорее всего, сейчас активно занимается политической подготовкой к выборам в Законодательное собрание края 23 декабря.
Сам же Лебедь на сторонние депутатские просьбы от отставке своего первого зама в крайне раздраженном состоянии попросил журналистов оставить обсуждение этой темы раз и навсегда, добавив: “Людмила Васильевна Селиванова недавно принесла в бюджет края 460 миллионов рублей трансфертных денег”. Чуть позже дотошные журналисты выяснили, что из этой суммы часть средств и так должна была прийти в край из федерального бюджета, а часть оказалась просто ответом на просьбу Селивановой в “Норильский никель” выплатить краю немного своих налогов раньше обещанных сроков… В общем, заслуга невелика.
P.S. Любопытно, что незадолго до выхода этого материала Селиванова, как будто что-то предчувствуя, дала небольшое интервью Красноярской государственной телерадиокомпании (структурному подразделению ВГТРК), полностью подконтрольной краевой администрации.
P.P.S. Данные социологического опроса, проведенного 15.11.01 – 17.11.01 одним из ведущих социологических служб России, группой “КОМКОН”, точнее, ее сибирским подразделением “КОМКОН – Восточная Сибирь-2”. Было опрошено 900 человек в Красноярске и края. Вопрос звучал следующим образом: “Как вы оцениваете работу Людмилы Селивановой?”. Погрешность в точности – 3,4. Были получены следующие данные.
Данные опроса:
“Отлично” – 0%
“Хорошо” – 2,4%
“Удовлетворительно” – 8,6%
“Плохо” – 14,5%
“Очень плохо” – 51,8%
|