Вчера председатель Центробанка Виктор Геращенко в раздражении покинул совместное заседание бюджетного и банковского комитетов Госдумы, бросив на ходу корреспонденту "Ведомостей", что не намерен дальше "слушать эту абракадабру". Геращенко имел в виду версию закона о ЦБ, которую оба комитета рекомендовали к принятию. Она фактически лишает ЦБ независимости, передавая контроль над ним коллегиальному органу, состоящему из представителей президента, правительства и Госдумы. Как стало известно "Ведомостям", против этого варианта не будет принципиально возражать и правительство. Геращенко пришел на заседание комитетов требовать, чтобы законопроект вернули в первое чтение. Главу ЦБ совершенно не устраивает вариант, по которому управлять Банком России будет Национальный банковский совет (НБС) , включающий в себя кроме председателя банка трех президентских назначенцев, трех представителей правительства и пять делегатов от Госдумы (см. врезку). "Это вопрос, связанный с борьбой за власть, в том числе политическую, - говорит зампред правления Росбанка Михаил Алексеев. - ЦБ в его нынешнем виде - мощнейшая империя, государство в государстве, чьи возможности недооценивают даже те, кто считает себя знакомым с этой системой. Понятно желание многих субъектов установить свое влияние на эту систему. Но эта махина должна управляться профессионально, а в том, что НБС будет управлять профессионально, есть определенные сомнения. Это традиционная дилемма между эффективностью и лояльностью. Власть сама определяет, что ей нужнее в данный момент". Еще летом казалось, что у законопроекта мало шансов на одобрение. Тогда Геращенко вроде бы получил поддержку от премьера Михаила Касьянова - тот написал Владимиру Путину, что предлагаемые изменения закона концептуально расходятся с первоначальным проектом, а потому документ должен быть возвращен к процедуре первого чтения. Но с тех пор члены рабочей группы Госдумы встретились с руководством администрации президента - в частности, с Александром Волошиным и главой ГГПУ Ларисой Брычевой - и заручились их согласием на создание Национального банковского совета. Так что ситуация изменилась коренным образом. Вчера два комитета всего за час утвердили все предложенные рабочей группой поправки, рекомендовав законопроект к принятию во втором чтении. Попытки отдельных депутатов указать на недочеты (в том числе такие, как несоответствие проекта Конституции) не встретили поддержки. В этих условиях, как считает зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов, принятие закона Госдумой весьма вероятно. Правительство, видимо, тоже не будет поддерживать Геращенко. Руководитель макроэкономического департамента Минфина Антон Силуанов сообщил "Ведомостям", что в правительственном заключении на законопроект "будет 4 - 5 замечаний, в том числе по функциям НБС в части утверждения денежно-кредитной политики", однако принципиальные моменты (например, о руководящей роли НБС) не будут поставлены под сомнение. У Геращенко остается надежда, что закон провалит Совет Федерации. Но сенаторы, по мнению депутатов Госдумы, скорее всего просто захотят включить в НБС своих представителей. Член бюджетного комитета Илья Ломакин-Румянцев говорит, что этот вопрос "весьма существенен" для принятия закона, ведь "деятельность ЦБ имеет вполне понятную региональную окраску". Пока, впрочем, разработчики поправок не видят нужды в компромиссе с региональными представителями. По словам зампреда банковского комитета Госдумы Мартина Шаккума, в соответствии с Конституцией Центробанк подотчетен именно Госдуме, а не Федеральному собранию и администрация президента на стороне думцев. Единственное, что еще может остановить неблагоприятный для Геращенко ход событий, - личное вмешательство Путина, который может не подписать закон. В этом случае станет ясно, что аппаратная мощь Александра Волошина и в самом деле подорвана, как утверждают сейчас политические сплетники. НОВАЯ ВЕРСИЯ ЗАКОНА О ЦБ. Органами управления Банком России являются Национальный банковский совет (НБС) , совет директоров и председатель ЦБ. К компетенции НБС в том числе относятся: утверждение годового отчета; утверждение сметы расходов; рассмотрение и утверждение основных направлений денежно-кредитной политики; решение вопросов, связанных с участием ЦБ в капиталах банков; определение аудитора ЦБ; утверждение правил проведения банковских операций, бухучета и отчетности для банковской системы. Численность НБС составляет 12 человек, из которых три назначаются президентом, три - правительством, пять - Госдумой. В состав НБС входит также председатель ЦБ.
|