Триумф "Единой России" на выборах в Думу обеспечили военные и жители села, "Родину" поддержала интеллигенция, а студенты голосовали против всех и за правых. Таковы портреты сторонников партий, полученные агентством "РОМИР Мониторинг " в ходе опросов на выходе с избирательных участков. Агентство "РОМИР Мониторинг " по заказу газеты The Moscow Times, Фонда Сороса и инвестбанка "Ренессанс Капитал" опросило 42 828 избирателей в 40 регионах России на выходах с избирательных участков (exit-polls). 21,7% респондентов отказались отвечать на вопросы социологов. Опрос не проводился за пределами России, а также на Северном Кавказе. По данным exit-polls, результаты которых были опубликованы вечером 7 декабря, за "единороссов" голосовали 34,1% опрошенных, за коммунистов - 13,2% , за ЛДПР - 10,9% , за блок "Родина" - 9,5% , против всех проголосовали 6,7%. За СПС, и "Яблоко" голосовали 6,1% и 5,8% респондентов соответственно. Социологи составили портреты избирателей каждой партии. Оказалось, что за "единороссов" чаще всего голосовали военнослужащие (40,3% ), студенты (40,5% ) и служащие без высшего образования (38,6% ). При этом среди избирателей партии больше всего людей со средним образованием - 35,8%. Женщинам партия в целом нравится больше, чем мужчинам: 38,8% против 30,1%. А больше всего "единороссы" нравятся селянам - 38,6%. Основаной опорой коммунистов остаются пенсионеры - 23,8% из них отдали голоса компартии. "На сельских избирателей рассчитывали коммунисты, - напоминает Михаил Виноградов из PR-агентства "PRопаганда". - Предполагалось, что они разделят голоса селян с "Единой Россией", но, видимо, этого не произошло". Замгендиректора Центра политических технологий Дмитрий Орлов напоминает, что объединяющей идеей "единороссов" была лояльность власти. "Положение на селе чуть-чуть улучшилось и вместо коммунистов там проголосовали за "Единую Россию", - говорит он. Сторонники правых нашлись среди всех образованных групп населения: 10,2% студентов, столько же специалистов с высшим образованием, 10% предпринимателей и 9,7% руководителей. 8,9% людей с высшим образованием голосовали за правых, а среди обладателей среднего или среднего специального образования таких всего 4,6%. Избиратели СПС молоды: по 9,1% в возрастных группах 18 - 24 и 25 - 34 года. У "Яблока" сторонники как правило, старше, чем избиратели СПС. Блоку "Родина" чаще всего отдавали голоса специалисты с высшим образованием (10,7% ) и пенсионеры (10,5% ). Среди избирателей Глазьева и Рогозина вообще чаще всего встречаются люди с высшим образованием (10,6% ). При этом за "Родину" активно голосовали пожилые: блок получил 10,9% голосов избирателей в возрасте от 45 до 59 лет и 10,8% - старше 60. Успех "Родины" среди образованных избирателей, говорит Виноградов, был прогнозируем: "и Глазьев, и Рогозин вели кампанию в расчете на невостребованных людей с интеллектуальными претензиями". За такого избирателя, говорит он, "Родина" конкурировала с "Яблоком" и победила. А Орлов объясняет успех "Родины" среди избирателей с высшим образованием "кризисом белых воротничков", аналогичным кризису в Германии 20-х гг. "Интеллигенция выдала самый длинный кредит доверия для проведения непопулярных реформ, теряя в качестве жизни. Демократический подъем начала 90-х полностью исчерпан, и теперь они голосуют за тех, кто предложил хоть и популистскую, но альтернативу", - считает политолог. Самыми протестно настроенными избирателями оказались студенты и безработные: соответственно 9,3% и 9,8% из них проголосовали против всех. Больше всего таких избирателей живет в городах-миллионниках (7,3% ).
|