В ГМИИ имени А.С. Пушкина прошла экстренная пресс-конференция. Ее темой стало развитие территориального конфликта в «квартале искусств» по соседству со Знаменкой. Директор музея Ирина Антонова вновь вынуждена обратиться к общественности за помощью и поддержкой: инвесторы галереи Александра Шилова мешают осваивать земельный участок, отведенный для расширения музейного комплекса. Желтые трубы коммуникаций сегодня уходят с шиловской стройплощадки прямиком на территорию Пушкинского музея. Так что лукавит Александр Матросов из городского управления по реконструкции уникальных объектов, говоря, что строительство семиэтажного бизнес-центра за фасадом галереи любимого столичными властями художника никак не касается ГМИИ. Котлован, стремительно вырытый в отсутствие необходимых согласований и археологических изысканий, обязательных в зоне исторической застройки, подходит к границе двух музейных территорий. «Шиловцы» начали сопредельное строительство первыми, так что теперь летят архитектурные планы Пушкинского по возведению многопрофильного здания с выставочными залами и фондохранилищем. От стен возводимого бизнес-центра музею неизбежно придется отступать вглубь своей территории. Открытие созданного профессором Московского университета Иваном Цветаевым Музея изящных искусств было приурочено к столетию Отечественной войны 1812 года. Биографы Цветаева отмечают оставленные будущим поколениям нравственные уроки: утверждение приоритета научной мысли над личными вкусами и симпатиями собирателей, изучение художественных процессов, которые тот именовал 'энергией учено-художественных дум'. С тех пор объем музейной коллекции увеличился примерно в пятьдесят раз. В нынешнем ГМИИ хранится более шестисот тысяч экспонатов - от огромных скульптур до крошечных старинных монет. Начиная пресс-конференцию, Антонова напомнила, что Цветаев еще до открытия музея мечтал о создании «музейного городка» вокруг главного здания, построенного по проекту архитектора Клейна. В перестроечном 1988-м Мосгорисполком принял решение № 1473, передающее ГМИИ территорию квартала между улицами Волхонка, Знаменка, Малым Знаменским переулком и улицей маршала Шапошникова «для перспективного развития материально-технической базы». Иными словами, для строительства реставрационных мастерских и хранилищ, музеев графики и живописи импрессионистов. Границы новой территории не раз уточнялись, но все же осенью 1996-го музею был выдан Государственный акт на право постоянного бессрочного безвозмездного пользования участком общей площадью 1,8 гектара. Тут, правда, есть фантасмагорические подробности, которые корреспондент ГАЗЕТЫ узнал от Валентины Головиной, руководителя отдела недвижимости ГМИИ. Музейщики дисциплинированно ждали отселения жильцов из домов по Волхонке, 8-10, но, обратившись наконец в городские инстанции за документами на вроде бы пустующие постройки, они обнаружили, что строение № 10 спешно оформлено в чью-то собственность, а строение № 8 сдано в долгосрочную аренду. Но даже это в общем-то мелочи. Освоение новых территорий ГМИИ продвигается медленно: денег не хватает, пускать инвесторов боязно. В результате строительство городка - «черная дыра» в музейном бюджете. Cюда уходят все средства от продажи входных билетов и каталогов, от арендных экспозиций. Только в этом году внебюджетные вложения составили 22 миллиона рублей. Есть и обидные потери. Принадлежавшая музею в качестве запасника церковь св. Антипия восстановлена на деньги музея, но уже ясно, что ее предстоит освобождать. В бывшем здании музея Маркса и Энгельса на задворках ГМИИ бесследно исчезла парадная мраморная лестница... Каждый камень здесь, что называется, дышит историей. Стоило при начале строительства музейного детского центра сдвинуть стоявший десятилетиями валун - под ним тут же обнаружился клад. В дни октябрьских событий 1917 года юнкера спрятали здесь оружие, золотые вещи, ридикюль с украшениями и даже документы о вкладе в одном из английских банков. Что уж говорить об археологических раскопках на территории будущего городка. Найдены кладка палат Милославских, вещи времен XV столетия... Но в понимании московских властей и расширение ГМИИ - дело неплохое, и Шилов - живописец замечательный. Постановлением правительства Москвы № 373-пп принята программа реконструкции кварталов вокруг его галереи, и обращенная в сторону Боровицких ворот Кремля пристройка для показа новых образцов шиловской продукции уже функционирует. Как выясняется, небезвозмездно: в обмен на незначительное увеличение экспозиционных площадей фирма-инвестор под руководством бывшего вице-премьера правительства РФ Олега Лобова получила права на строительство бизнес-центра. Даже директор галереи Анатолий Чистяков называет соотношение выставочных и коммерческих площадей как тридцать процентов к семидесяти. По подсчетам же противодействующей стороны, цифры другие: пристройка в 2 тысячи квадратных метров обошлась выгодой в 27 тысяч. «Нас никто не спрашивал, где следует разместить эту галерею, - говорит Антонова. - Инвесторы под ее прикрытием строят собственное здание с подземным четырехэтажным паркингом. Меня поражает цинизм и холодность их расчетов. Здесь показал свое лицо дикий капитализм. Нет ни согласований ни с городом, ни с нами». Для защиты музейных интересов Антонова не раз обращалась к Владимиру Ресину и Юрию Лужкову, но ответа так и не получила. 'Инвестор четыре миллиона долларов вложил в строительство здания и деньги должен вернуть' Александр Матросов, начальник управления по реконструкции уникальных объектов: 'Существует не менее четырех постановлений на тему строительства бизнес-центра 'Знаменка', Музей изобразительных искусств прекрасно об этом знал. Но когда начинается строительство, музей выступает с претензиями. Почему бизнес-центра 'Знаменка' не было до последнего времени в градостроительном плане? Это случилось потому, что постановление правительства о строительстве галереи Шилова было подписано раньше, чем был рассмотрен градплан. Когда музей будет строить депозитарий, он никоим образом не будет соприкасаться со зданием бизнес-центра 'Знаменка', что правительство Москвы не раз обсуждало с музеем и на макетах, и в кабинете директора. Тревогу госпожи Антоновой понять можно, она блестящий искусствовед и проявляет заботу о развитии музея, но в данном случае тревога напрасна. Ни одного квадратного сантиметра бизнес-центр у музея изымать не будет. И еще некоторые детали: во-первых, гараж будет не в четыре яруса, а только в два, подземная стоянка на одном ярусе всего на сто тридцать мест. В другом подземном ярусе будет торговый центр с пешеходной зоной, а остальные пять-шесть этажей - это офисные помещения. Проект будет строиться поэтапно: первый - строительство собственно галереи Шилова, он реализован, инвестор четыре миллиона долларов вложил в строительство этого здания и деньги должен вернуть, для этого организуется второй и третий этап. Второй этап - строительство бизнес-центра, о котором мы сейчас говорим, начат со всеми соответствующими документами - постановлением правительства, экологической экспертизой, заключением мосгорэкспертизы, то есть имеются все регламентирующие документы, без этого ни одна стройка Москвы не ведется'.
|