Финансист одной из крупнейших в Тольятти оргпреступных группировок Вова Карапетян, более известный в криминальных кругах под кличкой Армян, был расстрелян неизвестным киллером год назад. 500 миллионов - черный навар с автостоянок в Тольятти Занимаясь расследованием этого громкого заказного убийства, среди обширного наследства покойного авторитета оперативники обнаружили принадлежавшее ему ООО «Карс», а проще говоря - платную автостоянку. Собственно, ничего особенного в этом факте не усматривалось: бандиты уже давно легализовали свой бизнес. Следователей шокировали условия, на которых убиенный арендовал городскую землю у муниципалитета. По договору на 4,5 квадратного километра стоянки в Комсомольском районе должны были разместиться всего-навсего 170 автомобилей. То бишь на одну «тачку» отводилось аж 26 квадратных метров. Щедрость неимоверная! Ведь по действующим нормам на этой площадке фактически паркуются около 900 легковушек. Вывод напрашивается сам собой. Деньги, заплаченные владельцами остальных 730 автомобилей, нигде и никем не учитываются. С них не берут налоги. Весь «навар», минуя городской бюджет, идет в карманы наследников преданного земле авторитета. Возможно, пополняя воровской общак. То обстоятельство, что основная масса денег стояночного бизнеса вращается «в тени», являет собой классический секрет полишинеля. Поражает та легкость, с которой ведающее городским хозяйством чиновничество дарит коммерческим, откровенно криминальным и прочим структурам громадный доход от использования муниципальной земли. К примеру, поступления в казну автограда от аренды площадок под стоянки составляют поистине жалкие пять миллионов рублей в год. Жалкие потому, что, по самым скромным подсчетам, эта статья доходов реально способна пополнять бюджет полумиллиардом рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. Надо заметить, что стояночный бизнес по своим масштабам производит впечатляющую картину. Сегодня в аренде у коммерсантов находится 850 квадратных километров драгоценной тольяттинской территории. Напряженная борьба идет буквально за каждый метр. По данным мэрии, автоград опутан паутиной из 226 круглосуточных, ночных и товарных стоянок. Но если их количество соизмеримо с нуждами города, то со стоимостью сдаваемой коммерсантам земли дело обстоит с точностью до наоборот. Трудно поверить, но один квадрат обходится арендатору от пяти до десяти рублей за год! Чтобы нагляднее оценить ситуацию, скажем: за аренду площадки в один квадратный километр хозяину стоянки достаточно заплатить сумму, равную одной усредненной зарплате работника «Автоваза». Словом, о рентабельности этого бизнеса можно слагать легенды. Прикинем. Суточная аренда квадратного метра для коммерсанта составляет примерно 50 копеек. Автовладелец за те же сутки выкладывает не меньше десяти рублей. И расценки постоянно ползут вверх. Привлекательность работы с обладателями «железных лошадок» складывается из благоприятных финансовых обстоятельств, щедро дарованных предприимчивым гражданам нашим нищим государством. Во-первых, организация стоянки требует минимальных затрат. Достаточно обнести забором кусок земли, засыпать его щебенкой, поставить убогую будку для сторожей. Все это хозяйство - сетка-рабица, несколько грузовиков щебенки и списанный строительный вагончик - потянет максимум на сто тысяч рублей. Еще дешевле обходятся ночные платные стоянки. Нужно всего лишь взять в аренду отрезок межквартального проезда, нанять сторожа. А там уж и стричь шальные деньги. Во-вторых, фискальные органы практически не способны отслеживать реальные доходы хозяев автоплощадок. Поскольку установить подлинное количество паркуемых машин - задача из области фантастики. Разве что приставить фининспектора к каждой стоянке. Да разве их напасешься? Уплата налогов в этом случае являет собой со стороны коммерсантов жест доброй воли, если таковая имеется. Теоретически положение могла бы поправить установка кассовых аппаратов. Но кто их там видел? В ООО «Мост», куда мы загнали свои «Жигули» по прибытии в автоград, добродушный сторож по имени Миша вырвал из общей толстой тетрадки листок, аккуратно разорвал его на четыре части и, записав номер машины и фамилию владельца, протянул сомнительную бумажку мне. - Это что, квитанция? - вежливо осведомились мы. - А посолиднее документ получить нельзя? - А этот вам чем не нравится? - обиделся Миша, очевидно, для солидности дорисовав на клочке свою подпись. - У нас все без обмана. Еще никто не жаловался. Оставалось только верить на слово. «Черный нал» - вот тот фундамент, на котором строится вся система охраны личного транспорта россиян частными фирмами. Недавно налоговики внезапно атаковали проверкой принадлежащую вроде бы Тольяттинскому политехническому институту (а точнее, арендовавшей у него кусок земли фирме) стоянку на улице Ушакова. Увы, при всем тщании досмотра им так и не удалось обнаружить абсолютно никакой бухгалтерской документации. - Ну хоть как вы деньги сдаете? - взмолились налоговики. - Хотя бы расписки должны быть. Ведь с вас же спрос. - Да очень просто, - ответствовали сторожа. - Утром приедет хозяин и деньги заберет. Он нам доверяет. Вообще настоящие доходы владельцев автоплощадок - секрет, хранимый строже государственной тайны. Однако оперативным путем удалось выяснить, что захудалая, на 200-300 машин, стоянка ежемесячно приносит ее владельцу от 2 до 2,5 тысячи долларов, не учтенных налоговыми органами. А там, где крутятся теневые деньги, присутствует весь букет сопровождающих этот бизнес атрибутов: взятки, коррупция, рэкет. Достаточно сказать, что, по оценкам правоохранителей, треть всех тольяттинских автостоянок принадлежит бандитам - живым или мертвым. Так, в Комсомольском районе две площадки числятся за убитыми криминальными авторитетами Карапетяном и Огуречниковым. Но невероятно прибыльный бизнес манит, как мух на мед, не только уголовников, но и чиновников всех мастей. Доподлинно известно, что владельцами многих стоянок являются близкие родственники ответственных работников мэрии и районных администраций. К тому же грошовая арендная плата несопоставима с размерами взяток, которыми коммерсанты наделяют нужных людей во властных органах. Говорят, цена продления договора колеблется от 50 до 100 тысяч рублей. Невольно возникает скверный вопрос. Не в этом ли кроется причина того, что город получает от аренды муниципальной земли примерно лишь один процент от возможного? По большому счету, повернуть поток теневых доходов в муниципальную казну не так уж сложно. Способов для этого предостаточно. Самый простой: ликвидировать практику продления договоров с коммерсантами и перевести все автостоянки в муниципальную собственность, наладив контроль за их работой. Можно организовать открытые торги на право аренды площадок. В Тольятти, где дальнейшее развитие жилищного строительства уже жестко тормозится нехваткой территорий, доходы от таких аукционов обещают быть более чем солидными. Все упирается в добрую волю и честность отцов автограда, если они действительно стремятся к процветанию своих пенатов.
|