Министерство по антимонопольной политике (МАП) обнародовало поистине революционные предложения по реформированию Сберегательного банка России, которые, будучи реализованными, способны затронуть интересы миллионов его частных вкладчиков. Суть претензий МАПа, если коротко, в следующем: Сбербанк, пользуясь своим исключительным положением на рынке, привлекает колоссальные, а потому дешевые деньги населения и кредитует ими на демпинговых условиях корпоративную клиентуру - предприятия и организации. Тем самым отбивает хлеб у всех прочих коммерческих банков, не имеющих даже близко сопоставимого со сбербанковским доступа к средствам физических лиц и потому не могущих кредитовать реальный сектор под приемлемый процент. Положение, по версии МАПа, вопиющее, его надо немедленно менять. Как именно - второй вопрос. Главное же, в соответствии с предложениями антимонопольного ведомства, переданными в правительство, четкая ориентировка на конечный результат. А он должен быть таков: Сбербанку надобно вовсе отказать в праве кредитования корпоративных клиентов. Пусть себе работает с населением, хранит его, населения, деньги, развивает кредитование физических лиц вообще и ипотечное - в частности. А чтобы среда на финансовом рынке стала подлинно конкурентной, государство в лице Центробанка в кратчайшие сроки обязано выйти из состава акционеров Сбербанка: негоже соблазнять людей тем, что вклады там гарантированы государством. Тем самым, считает МАП, справедливость наконец восторжествует. Реформаторские замыслы антимонопольщиков, будучи озвученными на заседании комиссии по банковской реформе, по сведениям "ОГ", произвели удручающее впечатление. Кто-то из чиновников Минфина заметил даже, что такие прожекты не то что принимать, но даже обсуждать опасно. Теперь, когда шальные мысли приобрели статус документа, обсуждать все равно придется. С МАПом не поспоришь в главном: положение Сбербанка на рынке вкладов явно ненормально. 7 из каждых 10 рублей частных лиц, доверенных банковскому сектору, лежат именно на его счетах. Всего же вклады "физиков" к началу 2001 года составляли в Сбербанке 260 млрд рублей и 2,9 млрд долларов. Единственное тому объяснение - подобная ситуация сложилась исторически за 160 лет существования сберкасс в России. Почтенный возраст, впрочем, не повод к тому, чтобы сохранить нынешнюю расстановку сил на века. Однако, по мнению специалистов, из всех возможных методов избавления от ненормального явления МАП, в свою очередь, выбрал самый ненормальный. Заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев высказался в том смысле, что налицо попытка низвести Сбербанк до уровня его младших братьев - коммерческих банков. Тогда как разумнее было бы "подрастить" маленькие банки и лишь потом реформировать Сбербанк. Понятно, что процесс роста будет долог. Особенно если не создавать к тому никаких предпосылок. По мнению руководителя департамента Агентства по реструктуризации кредитных организаций Александра Вознесенского, государство вполне могло бы поспособствовать превращению "карликов" в нормальные банки. Приняв, например, закон о гарантировании вкладов или избавив банки от уплаты налога с сумм, внесенных в собственный капитал. Но пока ветви власти с этим не торопятся, уместно ли спешить с разрушением Сбербанка - задается риторическим вопросом Вознесенский. То, что монопольное положение "Сбера" нервирует остальных, объяснимо, но лишь на уровне бытовой психологии. Кредитование реального сектора, о котором так вроде бы мечтают коммерческие банки, в действительности дело хлопотное и крайне рискованное. Кому как не банкирам это знать: они же сами пытаются перекрывать возможные риски огромными процентами. Потому их кредиты и не востребованы. По мнению Александра Вознесенского, если Сбербанк лишить права кредитовать крупных клиентов, совсем не факт, что они достанутся банкам-конкурентам. И еще неясно: кому будет лучше, если в стране не станет источника относительно дешевых кредитов? Зато у завидного монопольного положения есть обратная сторона. Сбербанку практически вменено в обязанность содержать филиальную сеть повсеместно - и в центре Москвы, и на окраине Таймыра, где филиал заведомо убыточен. Разумеется, ни один нормальный коммерческий банк не захочет занять эту нишу. Как не захочет принимать от населения платежные поручения на 10 рублей. Можно лишить Сбербанк статуса монополиста. Но кто тогда будет выполнять эти, по сути дела, не коммерческие, а социальные функции и работать себе в убыток, неизвестно. Неприязнь конкурентов к Сбербанку особенно усилилась после дефолта-98. Тогда большинство коммерческих банков оказались предоставлены сами себе, а Сбербанк, "весь в белом", расплатился по всем обязательствам при участии ЦБ. Так нечестно - решили в бизнес-сообществе. И вот уже у антимонопольного ведомства готов ответ на вопрос, как сделать "по-честному". Павел Медведев утверждает, что МАП предлагает самый убийственный способ восстановления справедливости - избавить Сбербанк от государственного попечительства и тем самым как бы сказать гражданам: "отныне ему не доверяйте". Что за этим последует, легко представить: Сбербанк будет атакован вкладчиками, проекты, в которые вложены деньги граждан, прекратят свое существование, люди (возможно, те же самые вкладчики) потеряют работу. И уж наверняка не понесут свои "кровные" в другие банки: после краха Сбербанка сбережений просто не останется. Судя по отношению к прожекту в правительстве, у МАПа немного шансов "продавить" свои предложения. А влиятельный депутат Павел Медведев признался "ОГ", что жизнь готов положить, только бы не дать этому делу ход. Так что на сей раз, может, и обойдется. Но теперь уже, кажется, окончательно ясно: правы те, кто опасается в России банковской реформы, бессмысленной и беспощадной.
|