Сегодня подследственный Николай Аксененко напрасно прервет свой отпуск и сходит на заседание правительства. Кабинет Касьянова отправит на доработку инвестиционную программу МПС на 2002 г. В Минэкономразвития считают, что программа Аксененко необоснованна и противоречит принципам, по которым начинает реформироваться отрасль. Кабинет сам себя поставил в сложную ситуацию, запланировав рассмотрение инвестпрограммы МПС на 28 ноября, тогда как темп повышения тарифов естественных монополий на будущий год будет обсуждаться только 5 декабря. А поскольку у МПС нет никакого другого источника инвестиций, кроме определяемых государством тарифов, решение о сумме инвестпрограммы может быть принято только после этого обсуждения. Более того, Минэкономразвития и МПС на уровне межведомственных согласований не смогли договориться даже о критериях включения проектов в инвестпрограмму монополии. Эксперты Германа Грефа подготовили обширную рецензию по всем 14 направлениям представленного железнодорожниками плана и заключили, что "программа не является инвестиционной в рыночном понимании этого слова" и что "принципы отбора проектов неадекватны стратегии реформ". Минэкономразвития отнеслось к инвестиционным проектам МПС с нескрываемым и - скажут, возможно, в МПС - мелочным недоверием. "В частности, наше внимание привлекла закупка газовых инфракрасных излучателей для отопления рабочих мест в количестве 12 штук стоимостью 15 млн руб. каждый", - пишут эксперты ведомства об одном из пунктов эмпээсовской программы энергосбережения (общие инвестиции - 6 млрд руб. ). А в программе развития пассажирского комплекса Минэкономразвития не устроило, в частности, "приобретение гладильно-прачечного оборудования на сумму 520 млн руб. , что не соответствует основному бизнесу МПС". Жесткой критике подверглась программа информатизации МПС, в которую ведомство Аксененко намерено инвестировать 30,1 млрд руб. Минэкономразвития считает "Транстелеком" непрофильным для МПС бизнесом. Кроме того, критикуется непрозрачный порядок отбора подрядчиков. "Непонятен выбор компании "Микротест" из Екатеринбурга для проектирования информационных систем МПС, - пишут эксперты Минэкономразвития. - Она существует три года, в отделе проектирования информационных систем работает около 40 человек, а на момент принятия решения было лишь четыре человека. Компания не имеет опыта работы в реинжиниринге, столь необходимом при решении проектов такого уровня". По мнению ведомства Грефа, программа информатизации должна быть сокращена, как и программа приобретения подвижного состава (23,1 млрд руб. ). В Минэкономразвития считают, что МПС не нужно в будущем году закупать 3700 вагонов, потому что вагоны активно закупаются независимыми перевозчиками, а по итогам структурной реформы парк вагонов будет приватизирован. По этой же причине критикуется программа модернизации ремонтной базы (4,1 млрд руб. ) , и этот сектор по итогам реформы будет либерализован. В МПС критику со стороны ведомства Грефа считают необоснованной. "Нельзя предъявлять к программе капвложений МПС требования полноценного инвестиционного проекта, - сказала "Ведомостям" замминистра путей сообщения Анна Белова. - Во-первых, потому, что функции госуправления и хозяйствующего субъекта все еще совмещены. Во-вторых, потому, что тарифы регулирует государство. Я сказала [замглавы Минэкономразвития Андрею] Шаронову, что мы очень благодарны за действительно конструктивную критику, мы многое учли и подкорректировали, но сама концепция такого анализа может быть применима только к настоящему бизнес-плану, т. е. , например, к инвестпрограмме ОАО "РЖД" образца 2005 г. ". Высокопоставленный сотрудник аппарата правительства говорит, что на сегодняшнем заседании замминистра путей сообщения Александр Мишарин презентует программу, а Шаронов из Минэкономразвития ее покритикует. Аксененко сможет ответить на вопросы, если таковые будут. Но результат, по мнению чиновника, предопределен: сегодня программу "примут к сведению и отправят на доработку в комиссию [по структурной реформе МПС вице-премьера Ильи] Клебанова". С этим мнением согласен Шаронов из Минэкономразвития: "Правительство не сможет компетентно рассмотреть все 500 проектов программы. Поэтому хорошо, если завтра будут определены хотя бы жесткие критерии отбора проектов". А Белова из МПС вообще уверена, что детальное рассмотрение отраслевых инвестпрограмм не дело правительства: "Либо кабинет доверяет своему министру, либо начинает все и вся проверять, чем расписывается в собственной кадровой несостоятельности".
|