Вчера в порту "Восточный" (пос. Врангель, Приморский край) двумя выстрелами в голову был убит гендиректор порта Леонид Бочков. В компании "Северстальтранс", которая месяц назад стала владельцем 60% акций порта, рассматривают это убийство как объявление войны со стороны местного криминалитета.
Порт Восточный (Приморский край) - третий по грузообороту в России после Санкт-Петербурга и Новороссийска. Переваливает свыше 13 млн т грузов в год, из них 10 млн т угля. Оснащен современным контейнерным терминалом, работает также с химией и металлами. Годовая выручка - $34 млн, прибыль - $11,5 млн.
"Северстальтранс" - дочерняя компания металлургического холдинга "Северсталь". Входит в тройку крупнейших железнодорожных перевозчиков, владеет пакетами акций портов Туапсе и Таганрог, а также стивидорной компанией "Нева-Металл" в порту Санкт-Петербург.
Как рассказал "Ведомостям" коммерческий директор "Северстальтранса" Никита Мишин, в конце октября компания получила разрешение Министерства по антимонопольной политике (МАП) на консолидацию 60% акций порта "Восточный". Партнерские компании "Северстальтранса" скупали акции с начала 2001 г. - у иностранных акционеров во главе с Кеннетом Дартом и Эндрю Фоксом (около 36% ), а также трудового коллектива и менеджеров порта. В том числе около 2% акций было выкуплено у гендиректора Леонида Бочкова. Скупка порта была оформлена к лету 2001 г. с отлагательным условием до получения разрешения МАП.
В середине сентября, когда "Ведомостям" стало известно, что "Северстальтранс" консолидировал контрольный пакет акций порта, сам Леонид Бочков не подтверждал этого. Он говорил, что акции скупаются на рынке без его ведома, а интерес к порту проявляет не только "Северстальтранс", но также группа "МДМ" (порт переваливает на экспорт около 1 млн т угля с подконтрольных МДМ предприятий) и губернатор Чукотки Роман Абрамович (через "Восточный" завозятся грузы в его регион). Среди компаний, интересующихся акциями дальневосточных портов, наблюдатели называют также УГМК и компанию "Юнитранс".
Владельцы "Северстальтранса" полностью опровергают любую связь произошедшего с кем-либо из конкурентов по транспортному бизнесу: приобретение порта де-факто уже состоялось, а Бочков со своими 2% акций не сыграл в скупке акций заметной роли. Никита Мишин заявил "Ведомостям", что ни гендиректор, ни "Северстальтранс" не вытесняли из порта традиционных экспедиторов, так что конфликта на этой почве быть не могло. "Это чудовищно, я не знаю, кто и зачем это сделал", С говорит представитель порта в Москве Юрий Октябрев. Представители "Северстальтранса" считают, что единственная вероятная версия убийства - это попытка местного криминалитета получить контроль над портом и запугать новых хозяев.
"Наша принципиальная позиция С не иметь никаких отношений с бандитами", С говорит Мишин. По его словам, порт будет продолжать проводить прежнюю политику, ни один из новых проектов, которые задумал "Северстальтранс", не пострадает. До внеочередного собрания акционеров, где изберут нового гендиректора "Восточного", его обязанности будет исполнять заместитель - Владимир Дудко.
ТРАНСПОРТ - БИЗНЕС РИСКОВАННЫЙ
Правоохранительные органы Приморья пока никак не комментируют произошедшее. Представители транспортных компаний, с которыми удалось связаться "Ведомостям", шокированы убийством. Впрочем, напоминают они, за последние несколько лет в России произошло несколько покушений на бизнесменов и чиновников, связанных с транспортным рынком. Например, в 1999 г. в Москве было совершено покушение на гендиректора "Приморского морского пароходства" (ПМП) Александра Кириличева. Годом позже неизвестные покушались на гендиректора компании "СГ-Транс" Вячеслава Тюрина, а также замминистра путей сообщения Александра Анненкова.
|