Раньше Елена Скрынник - по образованию кардиолог - руководила собственной фирмой «Медлизинг», помогала господину Шевченко закупать медтехнику для организаций министерства здравоохранения.
А потом ее бросили на сельское хозяйство.
На мониторах сотрудников «Росагролизинга» заставкой высвечивается портрет босса - хорошо причесанной женщины - таков здесь закон корпоративной этики. За спиной мадам - так между собой называют Елену Борисовну Скрынник подчиненные - вечная фигура крепкого парня. Даже когда она отправляется «подправить макияж», вход в нужник, широко расставив ноги и заложив руки за спину, перегораживает телохранитель.
Раз в год мадам уезжает в Швейцарию - в хорошей клинике подрихтовать женскую красоту, утраченную в тяжелых рабочих хлопотах. Всегда рядом с ней - мама и брат, тоже трудящиеся «Росагролизинга». Они разделяют и облегчают ее заботы.
Поступивший на работу сотрудник подписывает бумаги, в которых гарантирует соблюдение конфиденциальности служебной информации. Заподозренный в доносительстве охранник несколько месяцев назад был с позором уволен.
И все было бы ничего - у богатых свои причуды, если бы Елена Борисовна не возглавляла государственное предприятие. То есть не жировала бы на бюджетные деньги.
Не милостыня, а долги
Государство отбирает у граждан деньги налогами. И граждане не возражают, потому что чиновник обещает каждому: «Если ты станешь старым, больным или бедным, я позабочусь о тебе. Налоги, собранные в бюджет, я потрачу на то, чтобы платить тебе пенсию по старости, лечить тебя бесплатно. А главное - я дам деньги крестьянину, чтобы он обеспечил тебя недорогой едой». Так делают во всем мире, даже в самых развитых странах. Называется - дотация сельхозпроизводителям.
Справка «Stringer»:
В результате принимаемых мер поддержки фермеры в развитых странах получают за свою продукцию примерно в 1,5 раза больше, чем они получали бы при свободной конкуренции с мировым рынком. Прямая поддержка производителей составляет примерно одну треть от получаемых ими эффективных доходов, но из общего объема поддержки сельского хозяйства на долю бюджета приходится чуть больше половины, остальное обеспечивается мерами по защите рынка. Общая поддержка сельского хозяйства в развитых странах в настоящее время не превышает 1,5% от ВВП.
Поддержка сельского хозяйства в СССР также осуществлялась, но главным образом за счет государственного бюджета, в том числе через субсидии потребителям. Уровень поддержки с трудом поддается оценке, но если он и отличается от уровня в развитых странах, то скорее в большую сторону, при этом отношение оценки суммарной поддержки сельского хозяйства к ВВП в СССР в несколько раз выше, чем у них.
В 2002 году дотации сельскому хозяйству России составили 1 млрд долларов, соответственно 0,3 % от ВВП.
Запомните - средства на эти дотации не чиновники в поте лица зарабатывают. Рядовые граждане на них налогами скидываются.
Чтобы вырастить и собрать хороший урожай, производителям сельхозпродукции нужна техника. А она - дорогая. И в условиях рыночного хозяйства крестьянам практически недоступна. Причем не только в России - во всем мире. Трактор стоит порядка 30-60 тысяч долларов. И поэтому покупают его обычно по системе «лизинга». Финансовая компания приобретает технику у производителя и передает сельским хозяйствам, получая деньги за нее в рассрочку. С процентами, естественно. Называется- долгосрочные инвестиции.
Частным российским финансистам пока такая схема не очень выгодна.
Вот и решило государство - создать госкомпанию, давать ей деньги из бюджета. Она будет у наших машиностроителей технику покупать, передавать крестьянам. Те за нее годами расплачиваться. Все расчеты - через госбанк. И таким образом укрепятся сразу несколько отраслей отечественного производства. Идея чистая. Только, как всегда, с воплощением ее в жизнь у наших чиновников не совсем хорошо получилось. Не совсем чисто.
Бригада из Челябинска
С 1994 года по 2001 сельхозтехникой по системе лизинга снабжала наших производителей компания «Росагроснаб». Она передавала крестьянам трактора и комбайны с рассрочкой выплат на 7 лет без особых гарантий через своих акционеров - областные лизинговые компании. Невозврат средств к 2001 году составлял примерно 20%.
Справка «Stringer»:
С 1994 по 2001 год включительно должно было быть возвращено в лизинговый фонд 6194 млн. рублей. Однако на время проверки возвращено в лизинговый фонд только 4884 млн. рублей. При этом просроченная задолженность по возврату лизинговых платежей из года в год возрастает. Если на 1 января 2000 года она составляла 813,6 млн. рублей, то на 1 января 2001 года - 1222,5 млн. рублей, а на 1 января 2002 года - 1310 млн. рублей.
С учетом скорости инфляционных процессов в тот период деятельность эта являлась практически благотворительным субсидированием сельхозпроизводителей. Но АООТ «Росагроснаб» - компания частная, у государства в ней доли не было. От подобной парактики было решено отказаться.
Поначалу обсуждалась довольно прозрачная схема поддержки сельхозпроизводителей: создать лизинговый фонд за счет бюджета и распределять его средства на конкурсной основе между 3-10 частными компаниями. Но прозрачность у госчиновников не в чести. Не без участия министра сельского хозяйства господина Гордеева схема эта была забракована и похоронена.
В феврале 2001 года создали компанию «Росагролизинг». Во главе ее поставили Саженова Георгия Юрьевича - нынче он заместитель Гордеева.
Реально деньги пришли в «Росагролизинг» только тогда, когда к руководству приступила Елена Борисовна Скрынник.
Как и министр Алексей Гордеев, по совместительству - председатель совета директоров открытого акционерного общества «Росагролизинг» - Елена Борисовна родилась в Челябинске. Вот еще совпадение - в одно и то же время они учились в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Только Скрынник окончила ее в 1991 году, а Гордеев - в 1992-м. Злые языки поговаривают, что своей бурной карьерой Скрынник обязана родству с вице-премьером, курирующим в правительстве финансовый блок - Виктором Христенко. Он тоже родился в Челябинске. И в те же годы окончил ту же Академию.
В одном из интервью на вопрос корреспондента: «Сохранились ли у вас связи с друзьями юности?» - «мадам» проникновенно ответила: «Это самые верные 2-3 человека, с которыми училась... Поддерживаем отношения. Я могу на них всегда положиться, а они - на меня».
Как бы то ни было, 21 декабря 2001 года на счет «Росагролизинга» пришли первые большие бюджетные деньги - 5 млрд рублей. В тот же день Елена Борисовна заняла место генерального директора этой государственной компании.
Рабочая схема
Схема прокрутки бюджетных средств через «Росагролизинг» проста, потому что давно отработана другими ведомствами.
Все российские заводы, работающие со Скрынник, открыли счета не только в государственном «Россельхозбанке», но и в коммерческом «Академхимбанке». А нынешний Председатель Правления «Академхимбанка» - Антонов - некоторое время назад занимал должность Первого заместителя Генерального директора «Росагролизинга». Второй счет в банке Антонова - непременное условие сотрудничества с «Росагролизингом».
Как только бюджетные средства ложатся на счет «Росагролизинга», они перераспределяются между поставщиками техники - российскими машиностроительными компаниями. И перекладываются уже на счета в коммерческом «Академхимбанке». Причем «хранятся» там годами неотоваренные. За 2002-2003 год «ТД Ростсельмаш» переложил в «Академхимбанк» Елены Борисовны 1,4 млрд бюджетных рублей, ОАО «Красноярский комбайновый завод» - 1,2 млрд рублей, ЗАО «Петербургский тракторный завод» - 230 млн рублей, ЗАО «Волгоградский тракторный завод» - 250 млн рублей. А техники при этом у машиностроителей забрали и передали крестьянам меньше. У кого отоварились на 95 % от сумм, у кого на 30 % .
Справка «Stringer»:
Из документов проверки Счетной палатой деятельности «Росагролизнга».
На 15 апреля 2002 года ОАО «Росагролизинг» было заключено 4 договора с заводами-изготовителями на поставку сельскохозяйственной техники и перечислено им 1806,4 млн. рублей. Помимо этого, приобретено без дальнейшей передачи в лизинг комбайнов «Енисей»-1200 и тракторов
Т-401,402 на сумму 457,2 млн рублей. Таким образом, всего оплачено техники на сумму 2263,6 млн рублей. В свою очередь, с 5 лизингополучателями было заключено 7 договоров финансового лизинга на сумму 1042 млн рублей. По этим договорам были начислены вознаграждение в размере 1,5% и плата за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» в размере 226,8 млн. рублей.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 года № 228 установлено Минфину России, Минсельхозу России и Минэкономики России разработать порядок предоставления аванса предприятиям сельскохозяйственного машиностроения для производства и поставок продукции на основе лизинга за счет средств федерального лизингового фонда в размере 20% от объема заказов. В нарушение указанного положения установлено превышение авансирования объемов заказов в договорах, заключенных ОАО «Росагролизинг» с заводами-поставщиками машиностроительной продукции, от 30 до 80 процентов. Тем самым средства федерального бюджета, направленные в уставный капитал ОАО «Росагролизинг», были перечислены на пополнение оборотных средств заводов-изготовителей.
Деньги крутили в течение 2-х лет. А в это время «Академхимбанк» выдавал кредиты под 20 с лишним % годовых.
Работа непыльная - мы сидим, а денежки идут. Поэтому поначалу в штате «Росагролизинга» не было ни одного специалиста по сельскому хозяйству. В новую, доверенную ей структуру Скрынник перетащила проверенные медицинские кадры.
Нам чужого не надо...
Заслуги Елены Борисовны по достоинству оценены товарищами по бизнесу. Она с 1997 года носит почетное звание председателя Российской Ассоциации лизинговых компаний.
О своей работе Скрынник говорит с гордостью: «Нам (лизингодателям) нужны условия для дальнейшего развития, и тогда мы еще привезем вам инвестиций с Запада, мы найдем эти инвестиции здесь, у нас. Мы поможем нашему производству. Нам не нужны государственные гарантии, и мы не просим ни копейки из бюджета... Надо вместе подумать, что необходимо сделать для того, чтобы всем было выгодно работать... Ведь лизингодатель поставляет лизингополучателю не деньги, которые можно «прокручивать» в банках и растаскивать по карманам...» Вот такое глубокое понимание сути вопроса...
Выделяют деньги из бюджета - наши деньги, граждане. Отдают их «Росагролизингу», который обязуется не вернуть рубли государству - боже упаси! - а опять пустить по кругу, опять отдать машиностроителям и крестьянам. Под 4 % годовых. При официальных темпах инфляции в 12%. За
7 лет наши с вами денежки, граждане, по такой схеме обесценятся больше чем на 56 %.
А тому ли я дала?
Кому выгодна схема прохождения бюджетных средств через «Росагролизинг»?
Крестьянам? Вот сухие строки из акта проверки деятельности компании мадам Скрынник Счетной палатой: «...анализ лизинговых операций показывает, что при передаче сельскохозяйственной техники лизингополучателям на условиях финансовой аренды (лизинга) стоимость для комбайнов и тракторов со сроком лизинга 5 лет по сравнению со стоимостью на заводе-изготовителе (без транспортных расходов) увеличивается на 38,9% (23,1% из них предназначены для лизинговой компании).
Уточненными правилами предусмотрено, что стоимость передаваемой в лизинг продукции, приобретенной за счет федерального лизингового фонда, в сравнении с продукцией, приобретенной за счет средств федерального бюджета, не должна повышаться более чем на 18%. Однако использование средств федерального бюджета, предусмотренных на проведение лизинговых операций в агропромышленном комплексе через уставный капитал ОАО «Росагролизинг», привело к удорожанию сельскохозяйственной техники на 20,9% (38,9% - 18%)».
Может, от деятельности мадам Скрынник в конечном итоге выигрывает отечественный машиностроитель? Но лизинговая государственная система, вроде бы созданная для поддержки отечественного машиностроителей, на деле пробуксовывает: самым удачным для производителей сельхозтехники по объемам продаж был 2001 год. Год, когда сворачивал свою работу «Росагроснаб», а «Росагролизинг» к ней еще не приступал.
40% сельскохозяйственной техники в России сегодня покупает на бюджетные деньги «Росагролизинг». Есть о чем задуматься тем, кто занимается в стране антимонопольной политикой.
В 2002 году Елена Скрынник прокрутила 5,43 млрд рублей. В 2003 году собирается прокрутить еще 6,44 млрд. При этом она утверждает: «Чтобы удовлетворить все заявки, нам необходима сумма в 18 млрд рублей».
Думается, что деньги нужны мадам срочно. Положение ее министра Алексея Гордеева очень шатко. Говорят, он кинул «семью» в каком-то деле, и теперь подался в патриоты - в отстойник Глазьева. Скрынник, безусловно, придется покинуть чиновное кресло вместе с ним, уступив старому товарищу теплое местечко. Но даже если этого не произойдет - времени все равно осталось не так уж много. Не будет же она сидеть и дожидаться, когда пройдут еще пять лет и придется отчитываться перед государством о результатах всей проделанной работы.
В этом и заключается главная изюминка системы «бюджетного лизинга» - серьезной проверки ждать раньше назначенного срока не приходится.
Отдел информации
Неполный перечень прегрешений, обнаруженных Счетной палатой во время проверки деятельности «Росагролизинга».
Минимущество России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2001 года № 1208 направило в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» 5 млрд. рублей платежным поручением от 20 декабря 2001 года № 747.
В 2001 году указанные средства федерального бюджета, предусмотренные на проведение лизинговых операций в агропромышленном комплексе, не были использованы.
Статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение государственного контракта или государственного заказа с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. В нарушение статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный контракт между Минсельхозом России и ОАО «Росагролизинг» не заключался.
Денежные средства, внесенные в уставный капитал ОАО «Росагролизнг« ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» и ГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка», в сумме 505 тыс. рублей на 24 декабря 2001 года были использованы в объеме 499,6 тыс. рублей, или 98,9%, на выплату заработной платы, оплату налогов, комиссии банку и лицензии, а не на проведение деятельности, предусмотренной уставом.
После замены в декабре 2001 года руководства ОАО «Росагролизинг» решением Совета директоров (протокол от 23 января 2002 года № 1) утверждено штатное расписание в количестве 93 единиц с месячным фондом заработной платы 3,6 млн. рублей.
Средства федерального бюджета, внесенные в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» Минимуществом России, в размере 5 млрд. рублей использованы следующим образом:
* на оплату сельхозтехники - 1774354,6 тыс. рублей, или 35,5 %;
* на оплату племенной продукции - 29826 тыс. рублей, или 0,6 %;
* на выплату зарплаты и налогов - 3924,6 тыс. рублей, или 0,08 %;
* на оплату арендной платы - 3922,9 тыс. рублей, или 0,08 %;
* на прочие расходы - 62500 тыс. рублей, или 1,25 процента.
Остаток денежных средств на 29 марта 2002 года составлял 3216118,4 тыс. рублей.
Договором от 28 января 2002 года № 02ю/30201 между ЗАО «Московское инвестиционное агентство недвижимости» и ОАО «Росагролизинг» был предусмотрен поиск объекта недвижимости. В связи с исполнением указанного договора вознаграждение ЗАО «Московское инвестиционное агентство недвижимости» составило 30 тыс. долл. США.
ОАО «Росагролизинг« заключило договор субаренды № 1/03 от 29 января 2002 года с ООО «Стройремонтмонтаж» на пользование зданием общей площадью 1304,9 кв. м. по адресу: г. Москва, ул. Достоевского, д. 2, стр. 2 с внесением арендной платы, начиная с 15 февраля 2002 года, в течение года (по графику) в размере 40778 долл. США (без НДС), или 1264,1 тыс. рублей в месяц.
Договором от 11 января 2002 года № 001-02 между ОАО «Росагролизинг» и ООО «Международный институт строительства» предусмотрена разработка концепции деятельности ОАО «Росагролизинг». Стоимость работ составила 10 тыс. долл. США. Между тем Федеральным законом «О лизинге» определены правила проведения лизинговых операций. Таким образом, направленные финансовые ресурсы в объеме 10 тыс. долл. США на разработку концепции по лизингу, несут в себе непроизводительные затраты федеральных бюджетных средств, направленных в уставный капитал данного общества.
|