Если на дверях вашего дома вдруг появилось объявление: "Растущая компания набирает персонал, зарплата от 700 у. е.", можете не сомневаться - речь идет о сетевом маркетинге. То есть торговле по принципу "из рук в руки" или получению комиссионных за счет вовлечения в пирамиду новых людей. Те, кто ищет работу, знают: девять из десяти предложений по трудоустройству исходят именно от таких фирм. В них занято до 3 миллионов россиян. Клуб потребителей "КП" начинает расследование, цель которого - выяснить, реально ли сегодня зарабатывать на жизнь, занимаясь сетевым маркетингом, и какими опасностями для жизни и кошелька эта деятельность чревата. Плести сети - занятие домохозяек? Оговоримся сразу: мы не будем в сотый раз писать про "Гербалайф" - про такой "маркетинг" не слышали разве что в глухих деревнях. Между тем в мире - около 4 тысяч только крупных компаний, которые торгуют по принципу "из рук в руки", их оборот превышает 300 миллиардов долларов. Таким путем успешно продаются кухонные безделушки, недорогая косметика и бижутерия, книги - в общем, ширпотреб, рассчитанный на средних домохозяек. Не брезгуют услугами распространителей и "киты" традиционного бизнеса: Microsoft, Coca-Cola, Palmolive, Colgate и другие. Как показывает мировой опыт, сетевой маркетинг просто обречен процветать в странах, где велика безработица среди "белых воротничков" - людей с приличным образованием. А теперь прикиньте, каковы перспективы у этого бизнеса в России, где полуголодных инженеров, врачей и учителей - миллионы! Что же в реальности? Вариант 1. С импортной косметикой легко прогореть Стать распространителем импортной косметики Юля решила после тренинга по личностному росту, где в конце курса ей и предложили эту работу. Перспективы выглядели блестящими. Вербовщики обещали высокие заработки и быстрый карьерный рост. Скоро, однако, выяснилось, что добрая половина Питера, где жила Юля, к тому времени уже пыталась зарабатывать на жизнь, продавая либо косметику "Мэри Кей", либо "Орифлэйм". А у оставшейся половины на помаду за 12 долларов не было денег. - Фирмы типа "Мэри Кей" в свое время сумели подняться на дефиците косметики и нашей привычке покупать хорошие товары с рук, "из-под полы", - считает Юля. - Сейчас же люди с деньгами предпочитают делать покупки в фирменном магазине, а те, у кого нет денег на "Ревлон" или "Л'Ореаль", не смогут купить и "Мэри Кей". В результате я почти ничего не продала, а обратно товар не взяли... По мнению специалистов, время фирм "западного образца", торгующих всяческими дамскими "штучками", закончилось с кризисом. После него импортный "ширпотреб для домохозяек" в России стал по карману разве что бизнес-леди, которые в ширпотребе не нуждаются. Поэтому в поисках работы не стоит "покупаться" на известное имя фирмы и красивую упаковку товаров: есть шанс мазать себя и родных закупленными для перепродажи кремами всю оставшуюся жизнь... Вариант 2. Не продавайте "Шанель" бочками Максим попал в сетевой маркетинг по объявлению "Фирме требуется психолог". Название компании состояло из какой-то аббревиатуры и слова "Интернешнл", а распространяла она духи. Как утверждали в фирме, чисто французские. Фирма, мол, покупает духи известных марок - типа "Шанель" и "Хьюго Босс" - в бочках прямо у производителей, а разливает их в России в тару "попроще" - чтобы подешевле получалось. А психологи нужны, чтобы лучше растолковать это недоверчивым покупателям. Не побили Максима только чудом. Он продал несколько дешевых флакончиков одной запасливой тетке, а та вернулась с "продвинутой" по части парфюмерии дочерью, которая и объяснила, какое место можно мазать "Шанелью" от "Интернешнл"... По данным налоговых органов, "серые" сетевые фирмы - очень характерный для наших дней вариант. Именно они, как правило, и развешивают объявления "Фирме требуются..." с указанием зарплаты в у. е. Имейте в виду: если западные сетевые компании в основном действуют легально, то у "доморощенных" фирм-однодневок ни сертификатов соответствия, ни документов на товар нет. Да и товар - низкокачественный ширпотреб или подделки. Зато раз в пять - десять дешевле фирменного, на что некоторые до сих пор "клюют". В общем, попробовать заработать, конечно, можно, но будьте готовы к неприятностям. Вариант 3. Звали в клуб? Не попади в пирамиду! Вот уже несколько лет сотрудники МВД сталкиваются с одной и той же схемой "отъема денег" у населения. В Москве и других крупных городах России появились "международные бизнес-клубы". За большинством из них - "Атлантида", "Астран", "Титан", "Возрождение", "Феникс", "Контакт" и т. п. - стояли одни и те же организаторы. "Клубы" подкупали показной элитарностью (приглашаем не всех!) и предлагали баснословные заработки. Но сначала нужен вступительный взнос - несколько тысяч долларов. Дальше надо вербовать новых членов "клуба". И с их взносов получать комиссионные. Хотя и ежику понятно, что речь идет о финансовой пирамиде, "клубмены" собрали с желающих заработать россиян примерно 60 миллионов долларов. Сценарный план собраний "клуба" по обработке "новичков" разрабатывался психологами и стоил порядка 15 тысяч долларов. Будьте осторожны: судя по всему, у "атлантов"-пирамидостроителей есть последователи. Недавно нам в редакцию звонила женщина, которой вступить в подобный "клуб" предложили... в бюро по трудоустройству. Из истории вопроса Идея сетевого маркетинга зародилась в Штатах и была проста, как апельсин. Известно, что охотнее всего люди покупают вещи, которые нахваливают их знакомые. Вот потребителям и стали предлагать комиссионные в случае, если товар купят еще и их друзья. Последним, в свою очередь, также обещают комиссионные, если они "двинут" товар дальше. Авторство этой схемы приписывают американцу Карлу Ренборгу, основавшему в тридцатые годы прошлого века первую сетевую компанию California Vitamins. В семидесятые годы в Америке началась борьба с финансовыми пирамидами. Досталось и "сетевикам". Против крупнейшей на тот момент американской сетевой компании Amway возбудили судебное дело. В результате было признано, что сетевой маркетинг и пирамиды - вещи все-таки разные. Тем не менее деятельность сетевых фирм в США и в европейских странах регулируется многочисленными законами. В частности, в законе о сетевом маркетинге существует понятие "периода охлаждения". В течение этого времени покупатель, осознавший ненужность приобретенной вещи ("охладев" к ней), вправе без всяких объяснений вернуть товар продавцу. Внимание! В следующем номере "толстушки" мы подробнее расскажем о том, как отличить сетевое "кидалово" от фирмы, с которой работать можно. Если вам есть что сказать по этой теме, если вас "кинули" или, напротив, вам удалось разбогатеть, работая в сетевом маркетинге, пишите нам на [email protected] или звоните по телефону (095) 257-50-60
|