Через несколько дней Государственная дума вернется к рассмотрению во втором чтении "Кодекса служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления". О содержании законопроекта и о ситуации, которая сложилась вокруг него, наш обозреватель Леонид НИКИТИНСКИЙ беседует с одним из авторов проекта, депутатом Владимиром ЮЖАКОВЫМ. - Давайте начнем с истории законопроекта. - Проект Кодекса служебного поведения был инициирован Борисом Немцовым и мною и принят в первом чтении год тому назад. Однако большое количество поправок потребовало длительной его доработки. Законопроект был вынесен на рассмотрение во втором чтении 24 апреля и виртуозно провален в Госдуме теми фракциями, которые считаются проправительственными и центристскими. В частности, все депутаты "Единства", почти все депутаты фракций "Отечество - вся Россия", "Народный депутат", многие депутаты "Регионов России", не высказав никакой критики, просто уклонились от голосования. - Что и кому могло не понравиться в законопроекте? - Законопроект устанавливает важнейший антикоррупционный механизм: запрет на конфликт интересов. Должностные лица (в том числе министры и чиновники любого ранга) в случае принятия закона должны будут освободить те должности, на которых они могут принять решения, выгодные им самим или связанным с ними заинтересованным лицам. В отличие от нынешней практики борьбы с коррупцией по фактам уже совершенных преступлений, законопроект нацелен на профилактику коррупционных ситуаций. Для увольнения чиновника, оказавшегося в ситуации неустранимого конфликта интересов, не требуется доказывать получение им взятки. Достаточно того, что в силу наличия конфликта интересов ненадлежащая выгода может быть получена. - Конфликт интересов не всегда является несомненным. Кто будет решать, существует ли он в каждом конкретном случае или нет? - Все государственные и муниципальные служащие должны будут ежегодно представлять Декларацию о конфликте интересов. Первую из них нужно было бы представить уже к августу. В декларации пришлось бы указать всех заинтересованных лиц и доли своего (личного или через родственников) участия в бизнесе. Президент, председатель правительства, иные руководители должны были бы проверить декларации своих подчиненных и - в случае сокрытия конфликта интересов, нежелания или невозможности его устранить - принять решение об увольнении. - Вы полагаете, в этом причина неприятия Кодекса? - При первом чтении год назад критика из лож представителей президента и правительства звучала довольно громко. На этот раз они промолчали, но, как уже было сказано, "проправительственные" фракции не пропустили закон. На этот раз они - вольно или нет - выступили как защитники интересов чиновников, которые не желают расстаться с режимом наибольшего благоприятствования для коррупции. Нет гарантий, что "центристы" не поступят так же и при повторном рассмотрении законопроекта во втором чтении, которое назначено на 11 июня. Но мы надеемся, что противники закона хотя бы выскажутся вслух. - Вы постоянно употребляете термин "заинтересованное лицо". Как его определяет законопроект? - Заинтересованные лица в Кодексе определены довольно четко. Это близкие родственники должностного лица, принимающего решение, - раз. Физические или юридические лица, с которыми близкий родственник чиновника состоит в трудовых отношениях, - два. Юридические лица, участником которых является должностное лицо или его близкий родственник, - три. И наконец, физические или юридические лица, перед которыми должностное лицо или его родственник имеет обязательство в размере, превышающем 50 тыс. рублей. - Конфликт интересов может возникнуть и вопреки воле конкретного чиновника. Как решается ситуация в таком случае? - Чиновник обязан урегулировать конфликт. Например, министр, управляющий отраслью, в которой действуют принадлежащие ему предприятия, должен будет продать их акции, если он желает продолжить свою работу в качестве министра. В любом случае конфликт интересов должен быть устранен в течение десяти дней. При невозможности или нежелании его устранить чиновник - независимо от ранга - должен быть освобожден от занимаемой должности. - Каков порядок подачи деклараций о конфликте интересов? - Декларация должна быть заполнена в процессе назначения на должность. В дальнейшем она подается ежегодно. Отказ от представления декларации является обстоятельством, исключающим замещение соответствующей должности. По нашим данным, многие госслужащие, в том числе в ранге министров, находятся сегодня в ситуации конфликта интересов, то есть имеют возможность извлекать ненадлежащую выгоду из своего должностного положения. Если Кодекс служебного поведения будет принят, придется делать жесткий выбор между государственной службой и бизнесом, интересами государства и своими личными интересами. ДОСЬЕ МН Владимир Южаков, депутат Государственной думы, член фракции "Союз правых сил", заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политики, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, ректор Поволжской академии госслужбы (исполнение обязанностей приостановлено на срок депутатских полномочий).
|