Как стало известно "Ведомостям", на днях Счетная палата начала проверять, законно ли правительство решило вернуть "АвтоВАЗу" контрольный пакет его акций из залога. В компании опасаются, что в итоге этой проверки акции могут опять оказаться в залоге и завод не сможет привлечь стратегического партнера и выпустить GDR и ADR. К 1997 г. "АвтоВАЗ" накопил 4,6 млрд руб. долгов перед государством (тогда эквивалент более $900 млн). Но в октябре 1997 г. увидело свет постановление правительства, в котором было сказано, что задолженность реструктурируется на 10 лет, а в залог РФФИ передается 50% + 1 акция. В 2001 г. менеджменту завода удалось изменить условия реструктуризации и вывести пакет из залога. 29 декабря 2001 г. правительство выпустило новое постановление о реструктуризации, в котором ни слова не говорилось о залоге акций, и если раньше завод должен был равными ежегодными траншами погашать свой долг, то новый порядок предусматривал постепенное увеличение платежей: в 2002 - 2003 гг. - 3,6% суммы реструктурируемой задолженности, в 2004 - 2005 гг. - 3,8% , в 2006 г. - 4% и т. д. , а наибольшая нагрузка - выплата 66% задолженности - приходилась на 2010 г. В бухгалтерской отчетности "АвтоВАЗа" сказано, что в "2002 г. общество своевременно и в полном объеме исполняло свои обязательства по реструктурированным платежам в бюджет". Был погашен 651 млн руб. задолженности, но из-за "начисления процентов" [по долгу] и "прочих корректировок" общая сумма реструктурированных обязательств сократилась всего на 361 млн руб. до 8,6 млрд руб. Проблемы "АвтоВАЗу" создал оппонент менеджмента завода - гендиректор компании "ВАЗинтерсервис" Александр Клевлин, пытающийся отсудить у автогиганта пакет акций своей компании. По словам Клевлина, именно он, будучи главой фракции "Единство" в Самарской областной думе, инициировал обращение депутатов в Счетную палату (см. также статью на стр. А2). Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников подтвердил "Ведомостям", что сотрудники Счетной палаты 19 мая начали проверку. По его словам, если Счетная палата обнаружит, что для изменения условий реструктуризации не было оснований, то самым негативным последствием для завода может стать обязательство вернуться к схеме с залогом. "Первое, к чему это приведет, - увеличение риска для тех, кто дает кредиты, и, стало быть, сумма оплаты за кредит вырастет, - говорит Каданников. - Если сегодня дают [кредиты] под 18% , то поднимут до 21% ". В прошлом году завод получил кредиты на 7,3 млрд руб. , основные кредиторы - ВЭБ, Альфа-банк, Сбербанк. Каданников также говорит, что, если контрольный пакет вернется в залог государству, у завода не останется инструмента для выпуска GDR и ARD. Кроме того, сразу после вывода акций из залога руководство завода заявило, что будет использовать часть акций для продажи стратегическому инвестору. "В случае возврата контрольного пакета в залог риски инвестирования в завод существенно повысятся, это осложнит переговоры со стратегическими партнерами и сделает практически невозможными шаги по размещению акций предприятия на западных рынках", - считает Максим Матвеев из Альфа-банка. С этим согласен и Вячеслав Смольянинов из "НИКойла". "Конечно, привлекать инвестиции, думать о потенциальной продаже части акций стратегическим партнерам или создании с ними совместных предприятий будет сложней, - говорит аналитик. - Но с государством как главным акционером будет сложнее принимать решения, выгодные только менеджменту "АвтоВАЗа". Павел Видал, представитель американской General Motors, с которой автозавод создал совместное предприятие по выпуску внедорожников, не стал комментировать, как возврат акций "АвтоВАЗа" в залог может отразиться на сотрудничестве с заводом.
|