На днях спецслужбы США объявили, что выдали санкцию на арест четырех крупных бизнесменов, выходцев из СССР -- Семена Могилевича, Якова Богатина, Игоря Фишермана и Анатолия Цуры. Трое из них на пространстве бывшего СССР известны хорошо. Г-н Могилевич прославился как герой целой серии международных расследований о деятельности «русской мафии» и отмывании ее миллиардов долларов. Игорь Фишерман в свое время был советником бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко и фигурировал в связанных с его именем скандалах о хищениях. Яков Богатин считается одним из самых талантливых теневых финансистов. Официально заявлено, что им инкриминируется 46 статей американского УК, основная из которых -- обман инвесторов. Но власти США, по информации газеты «Время новостей», огласили на самом деле только самое мелкое преступление, в котором подозревают этих людей. Реально же на них еще в конце февраля был выписан ордер по обвинению в отмывании как минимум 250 млн долларов. По нашей информации, г-на Могилевича также подозревают в вымогательстве денег у ряда российских бизнесменов, в том числе у бывшего главы Всероссийского биржевого банка Александра Конаныхина.
Семен Могилевич еще в начале 70-х задерживался на Украине за спекуляцию, в 1974 году он получил три года за валютные операции. В 1977 году он снова сел за мошенничество, а по освобождении обосновался в Москве, занявшись нелегальной торговлей водкой. Сначала продавал спиртное в аэропорту Внуково и на Киевском вокзале, потом стал торговать чуть ли не по всей Москве. Тогда же, по данным спецслужб, Могилевич познакомился и с будущими лидерами солнцевской группировки, которые в то время были простыми швейцарами, официантами и банщиками. Позже Могилевич подался за границу, а его приятели по торговле спиртным стали подниматься по иерархической криминальной лестнице России.
За границей Могилевич, по данным спецслужб, зарабатывал тем, что помогал эмигрантам из России переправлять за рубеж антиквариат. Вскоре он стал обеспеченным человеком, попутно занявшись другими видами бизнеса. За короткий срок Могилевич успел «поработать» в Польше, в Германии (там он сумел вначале заработать на продаже военной техники ЗГВ, потом на разнице курса валют ФРГ и ГДР при их объединении), в Венгрии, где заключил фиктивный брак и сошелся с местной группировкой «Киш» и т.д. Как отмечают в спецслужбах, почти в каждой стране, где появлялся Могилевич, у полиции возникали подозрения, что он мог иметь отношение к рэкету, торговле наркотиками, проститутками, оружием и т.д. Так, в свое время бизнесмен попытался продать одной из стран военную технику, которая в бумагах значилась как 1000 корпусов танков Т-54 и Т-55.
В конце концов обосновался Могилевич в Венгрии, где купил акции завода по производству магнитов «Магнекс» и предприятие по производству военной техники «Арми-Кооп». Впрочем, эта покупка, по мнению спецслужб, стала лишь прикрытием для одной из самых крупных мировых «прачечных» по отмывке денег. К тому времени, как считают полицейские, г-н Могилевич создал разветвленную схему легализации средств, ядром которой стала компания «Аригон». Механизм ее работы был настолько запутан, что в нем спецслужбы не могут разобраться до сих пор. Официально «Аригон Лтд.» была зарегистрирована в Великобритании, потом ее филиалы появились в Москве, Лос-Анджелесе, Киеве, Будапеште, Праге. Одновременно во многих странах были зарегистрированы компании с похожими названиями -- «Аригон Ойл», «Аригон Интернэшнл» и т.д. Как считают в спецслужбах, в начале 90-х годов все «грязные» деньги из стран бывшего советского лагеря в основном проходили через «Аригон», потом уходили в другие структуры (тоже якобы контролируемые Могилевичем), прокручивались и оказывались в офшорах на Кипре или Каймановых островах. Этот «отмывочный» бизнес вскоре затронул и Америку, где в канадской провинции Альберта 16 марта 1994 года при участии Могилевича была зарегистрирована фирма «Пратекс Технолоджи Инк», которая тесно сотрудничала с «Аригоном». Как считают в спецслужбах, в первую очередь «прачечной» пользовались все фирмы, контролируемые «солнцевскими». А подразделениями «Аригона» руководили Игорь Фишерман, Яков Богатин и Анатолий Цура.
«Прачечная» исправно работала вплоть до 1995 года, когда у г-на Могилевича начались в Европе проблемы. В мае власти Англии арестовали бывшую жену Могилевича Галину Григорьеву и ее нового мужа Андрея Черчвальда. Их, как людей, тесно связанных с «Аригоном», обвинили в отмывании денег. На счета «Аригона» в 80 млн долларов был наложен арест, выписан ордер на арест самого Могилевича. Уладить неприятности ему удалось только в 1997 году -- Англия аннулировала ордер на арест, взамен запретив бизнесмену пожизненно появляться на ее территории. Также власти Чехии и Словакии начали свои расследования, связанные с деятельностью «Аригона», контактами Могилевича с «солнцевскими» и т.д. В результате эти две стране были закрыты для бизнесмена на десять лет.
Как отмечают в спецслужбах, Могилевича это не смутило. Он свернул работу «Аригона» и стал использовать две новые структуры. Первой, которая не должна была нигде светиться, стала фирма «Юнайтед Трейд Лимитед». Структур с таким названием тоже было две. Одна находилась на Каймановых островах, и ее президентом был Игорь Фишерман. Вторая располагалась в Будапеште, и руководить ею Фишерману помогал Анатолий Цура. Яков Богатин вначале участвовал в управлении обеими фирмами, но потом из бизнеса вышел.
Другой крупной структурой в схеме стала фирма «ЮБМ Магнетикс». Она была создана Могилевичем еще при покупке заводов в Венгрии, но до закрытия «Аригона» особо не выделялась. А в 1995 году «ЮБМ Магнетикс» начала разрастаться как снежный ком. Во многих странах были зарегистрированы фирмы с таким же названием. В одной из них, кстати, акционерами стали жены почти всех лидеров солнцевской группировки. Главная «ЮБМ», под названием «ЮБМ Магнетикс Интернэшнл Инк», была создана на основе канадской «Пратекс технолоджи Инк» в 1995 году и зарегистрирована в той же провинции Альберта. Одновременно ее филиал был открыт в Ньютоне, штат Пенсильвания, США. Как отмечают в спецслужбах, Могилевич понимал, что, погорев в Европе, уже не сможет проводить через свои структуры без всякого предлога сотни миллионов долларов. Тогда и была создана канадская «ЮБМ», которая отмывала деньги под видом инвестиционных вложений.
К тому времени предшественница «ЮБМ» -- компания «Пратекс» -- уже вышла на биржу Альберты со своими акциями. Стоили они 10 канадских центов за акцию. «ЮБМ» же сразу объявила, что она преемница «Пратекса», но более серьезная и занимается вложением денег в торговлю магнитами по всему миру, в очистку нефти и разработку систем безопасности для компьютеров. Инвесторам раздавали красивые рекламные буклеты, но главное, что их привлекло, -- огромный рост цен на акции «ЮБМ», причины которого мало кого до поры интересовали. Вначале «ЮБМ» вышла на биржу США через брокерские фирмы, потом и сама стала ее полноценным участником. В результате с 1994 до 1998 года цены на акции «ЮБМ» взлетели с 10 центов до 18,25 канадского доллара, а всего в оборот ушло 44 млн акций. Причем все это время вкладчики исправно получали свои проценты. Но 13 мая 1998 года сразу четыре спецслужбы США (ФБР, Служба внутренних доходов, Таможенная служба, Служба иммиграции и натурализации) провели обыск и выемку документов в офисе «ЮБМ» в Пенсильвании. Было объявлено, что вся работа «ЮБМ» -- лишь схема по отмывке денег, и уже в сентябре по контролю над компанией в Канаде был создан специальный совет директоров, а потом на нее наложили штраф в 3 млн долларов. Он был выплачен, но 31 мая 1999 года против прежнего руководства «ЮБМ» возбудили уголовное дело. Его расследование заняло несколько лет и было закончено только в конце февраля этого года. Тогда и было решено предъявить обвинение четырем руководителям «ЮБМ» -- Могилевичу, Богатину, Фишерману и Цуре.
Пока объявлено, что всем им инкриминируется обман инвесторов «ЮБМ». Как утверждают следователи, партнеры в отчетах «ЮБМ» намеренно завышали реальное количество и суммы проведенных сделок и, следовательно, искусственно увеличивали капитализацию компании. У наших источников в спецслужбах такие заявления вызывали только улыбку. «Изначально было ясно, что, вкладывая деньги в торговлю магнитами и очистку нефти, невозможно получать прибыль в 200% годовых, -- сказал наш собеседник. -- Однако до поры почему-то на «ЮБМ» никто в США и Канаде не обращал внимания. Видимо, это было кому-то выгодно».
По словам источника газеты «Время новостей», вкладчики получали дивиденды не просто так, а с реальных денег. Как рассказал наш собеседник, через «ЮБМ» и ее подразделения действительно проходили огромные суммы, исчисляемые миллиардами, но в силу понятных причин они не отображались в официальных отчетах. В основном это были деньги явно криминального происхождения, которые надо было отмыть. Для этого их либо переводили под разными предлогами на счета фирмы «Бенекс» в BONY, либо через другие банки перекачивали в офшоры или банки стран СНГ. Куда уходили эти деньги, не самая большая тайна. По нашим данным, сотни миллионов долларов среди прочего поступили в «Юнайтед Трейд Лимитед» (Каймановы острова), «АБСИ Секьюритиз Лтд» (Кипр), «М Файнес Компани Инк» (Кипр), «Асма-Фиа» (Чехия), «Леман» (Чехия), «Орби» (Грузия) и т.д.
Как стало известно, американских следователей в первую очередь интересуют именно эти проводки, а также вся схема отмывки, а вовсе не какой-то обман инвесторов (таких случаев в США было много).
Впрочем, по данным газеты «Время новостей», доказать властям США что-либо будет сложно. 24 апреля был арестован Яков Богатин, но он официально еще с 1996 года перестал быть и сотрудником, и акционером всех фирм, связанных с Могилевичем. К тому же тогда республиканской партии США придется объяснять, почему они принимали деньги из рук такого «страшного человека» -- Богатин в свое время перечислил в фонд республиканцев по выборам в конгресс крупную сумму. Сам Могилевич тоже в 1996 году формально оставил почти все посты в «ЮБМ». И хотя известно, что последнее время он большую часть времени проводит в Москве, спецслужбам США это вряд ли поможет. Россия своих граждан не выдает, а г-н Могилевич, по нашей информации, обзавелся здесь гражданством. Игорь Фишерман до последнего времени числился одним из руководителей «ЮБМ», но он тоже для американцев малодоступен. В свое время он был советником на общественных началах премьер-министра Украины Лазаренко, но даже после ареста последнего, по нашей информации, по-прежнему спокойно живет на Украине. К тому же на всякий случай у него есть и хорватский паспорт.
Правда, у Семена Могилевича могут возникнуть проблемы с другим, более простым в доказывании, обвинением американцев, которое касается конкретных случаев вымогательства денег. По нашей информации, прокуратура США подозревает, что он требовал через посредников крупную сумму с Александра Конаныхина, которого в России обвиняют в хищении 8,1 млн долларов. И еще будто Могилевич заставлял предпринимателя Андрея Мохина перевести со своего счета в Берлине 375 тыс. долларов на счет, указанный Могилевичем в Будапеште.
|