Конфликт между премьером Михаилом Касьяновым и вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным перерос в публично-демонстративную стадию. Начало положил премьер: в правительстве давно не принято не допускать на трибуну заявленных докладчиков, но Касьянов сделал с первым заместителем министра финансов Сергеем Шаталовым именно это. Накануне председатель правительства не приехал на расширенную коллегию Министерства финансов. Объяснение, которое Михаил Касьянов дает своим шагам: Минфин не справляется с налоговой реформой, -- как минимум не оправдывает степени их жесткости. Так или иначе, председатель правительства сделал выбор - выбор в пользу крупных корпораций, требующих радикального и отнюдь не структурного снижения налогового бремени. Теперь перед выбором стоит президент. Спор между сторонниками различных вариантов налоговой реформы, безусловно, имеет содержательную основу. Радикально-либеральный подход, апологетом которого в одночасье - почти сразу после президентской критики за "неамбициозность" -- стал Касьянов, основан на идее обвального снижения налогов и расходов так называемого расширенного правительства в ВВП. Которое, в свою очередь, должно повлечь за собой волновой подъем экономики - чтобы обеспечить заветные 7% ежегодного экономического роста. Новый, на этот раз либеральный "большой скачок" откровенно копируется с неоконсервативных концепций конца 70-х-начала 80-х годов. Однако даже баронесса Тэтчер, крупнейший идеолог и практический политик эпохи неоконсерватизма (давно минувшей, заметим, эпохи), признает сегодня в "Искусстве управления государством", что подобные решения должны приниматься постепенно и сопровождаться масштабными институциональными изменениями. По существу об этом же говорит и вице-премьер Алексей Кудрин, которого, наверное, вполне можно считать главой лагеря ответственных либералов или либеральных институционалистов. Минфин предлагает постепенное реформирование налоговой системы (в соответствии с последним планом Кудрина НДС, например, снижается с 20 до 18% в 2004 году и до 15% с 2006 года; снижается и единый социальный налог) с параллельным сокращением доли непроцентных расходов в ВВП. Эти разногласия начались не сегодня и не завтра закончатся. Возможно, Касьянов, по природе своей человек отнюдь не амбициозный (его стиль - это отнюдь не истребительная авиация, а, скорее, вождение трамвая), и не стал бы обострять ситуацию. Если бы не… Их несколько, этих "если". Если бы на него не давил президент. Если бы 2003 год не был предвыборным. Если бы Кудрин не заявил, что перестановки в правительстве - начало административной реформы (за фразой вице-премьера вполне прозрачно угадывались и перестановки в финансово-макроэкономическом блоке правительства). Если бы Кудрин не добивался отмены крайне неэффективных для бюджета, но весьма выгодных для влиятельных лоббистских групп толлинга и свободных экономических зон. Если бы Кудрин, наконец, не посягнул на святое - сверхдоходы крупнейших компаний, прежде всего сырьевых, традиционно близких к председателю правительства. Минфин с 2000 года говорит о непрозрачности внутреннего ценообразования нефтяных компаний и проблемах с уплатой налогов у металлургов. А ведь именно представители сырьевого сектора, поддерживаемые премьером, сделали резкое снижение налогов лозунгом дня. Налоговая реформа - всего лишь предлог для начала большого давления на Минфин и лично Кудрина. Не случайно на поле боя был выведен опытный боец-либерал Андрей Илларионов, весьма экзотично заявивший о том, что изъятие сверхдоходов у добывающих отраслей способно "деформировать экономику". Те ли это деформации? Очевидно, настал момент, когда Владимир Путин должен расставить точки над "i". Иначе завтра гнет корпораций станет поистине вечным.
|