Германская Metro Cash & Carry устроила в Москве переполох. Крупные отечественные производители не желают сотрудничать с немцами, которые планируют осенью открыть два мелкооптовых магазина. Metro хочет привнести в Россию западную технологию организации торгового бизнеса. Немцы настолько убеждены в ее достоинствах, что не принимают во внимание местную специфику. В конфликте между Metro и российскими компаниями выяснится, каким станет отечественный торговый бизнес в будущем. Немцы, не достроив первых двух магазинов, присматривают участки еще для четырех, открыть которые предполагают в 2002 году. Metro намерена опоясать Москву (в пределах МКАД) центрами мелкооптовой торговли, на строительство которых выделяет $150 млн. Уже в ноябре нынешнего года компания примет решение об открытии своих магазинов и в других крупных городах России. Metro собирается торговать без всяких скидок, по ценам, не привязанным к количеству купленного товара, что совершенно непривычно для России. В московском офисе компании корреспонденту "Ко", изобразившему из себя потенциального клиента, объяснили, что цены "и без того будут очень низкими", потому что компания станет закупать товары у производителей и прямых импортеров, а контракты заключать с тем условием, что Metro гарантируются минимальные отпускные цены по сравнению с другими оптовыми покупателями. Гендиректор московского офиса Metro Вальтер Деметц обещает, что появление магазинов компании в Москве вызовет чуть ли не ценовую революцию в оптовой и розничной торговле (см. интервью). Цены в Metro, по его словам, будут настолько низки, что местным дистрибуторам и конкурирующим розничным сетям придется пересмотреть свои прайс-листы. Судя по реакции отечественных производителей и дистрибуторов, "революция" действительно может произойти, но несколько иного рода. Российская "дочка" Metro намерена включить в свой ассортимент продукцию двух тысяч российских поставщиков. Вальтер Деметц утверждает, что проблем в налаживании контактов с поставщиками нет. Он говорит, что Metro не просто закупает товары, а предлагает "готовую систему сбыта с высокими оборотами" и "эффективную систему ценообразования". Между тем крупнейшие российские производители пребывают в шоке. Ни один из руководителей отечественных компаний, с которыми мы переговорили, не соглашается работать с Metro на ее условиях. Западная сеть, прихода которой в Россию так долго ждали, может перессориться со многими лидерами индустрии потребительских товаров. В своих оценках предложений немцев россияне отличаются разве что степенью резкости. Одни называют условия Metro "маловыгодными", другие - "неприемлемыми", третьи - "грабительскими". Что такое Metro Cash & Carry Компания входит в германский торговый холдинг Metro, который по размеру оборота ($39,8 млрд в 2000 году) занимает третье место в мире среди торговых сетей. Оборот самой Metro Cash & Carry в 2000 году составил $17,8 млрд. Компания основана в 1964 году и к настоящему времени открыла более 350 магазинов в 17 европейских странах, а также в Марокко, Турции и Китае. В странах бывшего социалистического лагеря первые магазины компании появились в 1994 году (в Польше и Венгрии). Из пресс-релиза Metro: "развитие бизнеса на территории Российской Федерации рассматривается компанией как необходимый и закономерный шаг при одновременной экспансии на восток - в Китай, Индию и Японию". Моя твоя не понимайт... Metro требует от производителей скидок на несколько процентов ниже, чем для самых крупных оптовиков; бонус по итогам продаж за год (2% от объема продаж); упаковку и доставку товарных партий в соответствии со своими стандартами. Немцы обещают штрафовать поставщика не только за несоблюдение графика поставок (это практикуют и российские сети), но и за какие бы то ни было отступления от первоначально согласованной номенклатуры. Для наших поставщиков такие условия работы - неприятный сюрприз. Более того, как рассказали "Ко" в одной из компаний, Metro выдвигает еще одно беспрецедентное условие. Если поставщик немецкой сети выводит на рынок какую-либо новую марку, то в качестве канала продвижения он обязуется первоначально использовать только магазины Metro. При этом за включение в ассортимент сети каждого нового наименования поставщик должен заплатить определенную сумму. Как заявил "Ко" Вальтер Деметц, в России Metro собирается работать по тем же принципам, что и в других странах мира. Но удастся ли компании сохранить их в России? "Мы считаем, что условия, предложенные Metro, фактически ставят под угрозу сформировавшуюся у нас систему дистрибуции, - говорит Дмитрий Ковалевский, специалист отдела сбыта группы "Вимм-Билль-Данн". - Тем не менее мы предложили Metro свои условия. Нам это партнерство интересно не столько для увеличения объемов продаж, сколько с точки зрения сотрудничества с крупнейшей международной торговой компанией". "Контракт, который нам предложили, иначе как ультиматумом назвать нельзя, - полагает Виталий Ребриков, начальник службы продаж пивобезалкогольного комбината "Очаково". - При этом нам не дают никаких гарантий по объемам закупок. Мы выслали в Metro наш стандартный контракт, пояснив, что готовы вести переговоры только на его основе". "Нам Metro заявила, что сможет обеспечить компании весь оборот в московском регионе, - говорит руководитель отдела сбыта одной из ведущих российских косметических фабрик, пожелавший остаться неназванным. - Сомнительно, что такое возможно всего с двумя магазинами. Мы хотели бы работать с немцами, но на тех же условиях, что и с крупнейшими дистрибуторами". "Мы не приняли пока никакого решения, но думаю, что на условиях, предложенных Metro, работать с немцами не будем", - заявил Владимир Кваша, начальник службы реализации кондитерской фабрики "Красный Октябрь" Российские компании не хотят ради Metro портить отношения со своими старыми партнерами. В одном торговом доме, входящем в число ведущих дистрибуторов косметических товаров и бытовой химии, "Ко" заявили следующее: "Если кто-то из наших поставщиков будет продавать Metro продукцию дешевле, чем дистрибуторам, то мы больше не будем с ними работать". "Скорее Metro придется пересмотреть свою систему работы, чем оптовым компаниям - приспосабливаться к новому конкуренту", - прогнозирует Олег Леонов, президент компании "Юнилэнд", которая в числе первых начала открывать магазины cash & carry. А менеджер одной из упомянутых выше компаний высказался совсем уж радикально: "Эти ребята просто не понимают, как устроен торговый бизнес в России".
|