Субботнее крушение Ил-76 в Подмосковье вызвало серьезные последствия для российской индустрии грузовых авиаперевозок. Компании "Русь", которой принадлежал самолет, временно запретили летать. А большинство других авиакомпаний не смогут использовать три подмосковных военных аэродрома, на которые приходится 30 - 40% грузовых перевозок столичного авиаузла. Недавняя катастрофа Ту-154 под Иркутском унесла 145 жизней, субботняя - 10. Но если иркутская трагедия не повлекла за собой немедленных оргвыводов (например, компании "Владивосток-Авиа" полеты не запретили) , на этот раз власти действовали быстро и жестко. Авиакомпания "Русь" существует всего полтора года, но ее "биография" вызывает у властей подозрения. В 2000 г. "Русь" под видом металлолома купила за $35 000 самолет Ан-12, который 35 лет отслужил в авиапарке космодрома Байконур. Однако вместо Жуковского Ан-12 улетел в Конго, из-за чего казахские власти обвинили компанию в краже и даже возбудили уголовное дело. А в начале 2001 г. "Русь" приобрела в Грузии подержанный Ту-134. Специалисты АНТК им. Туполева и российские чиновники разрешили ему перелет в Подмосковье, однако самолет пришлось посадить в Ростове-на-Дону. Техники, осмотрев машину, объявили, что летать ей нельзя: керосин из баков течет, топливные насосы не работают, планер ветхий. Впрочем, "Русь" далеко не самая мелкая компания: ей на момент катастрофы принадлежали 13 самолетов - в основном Ил-76 и Ту-154. Компания специализируется на грузовых и пассажирских чартерах, но в последнее время она активно изучала возможность перейти на регулярные рейсы. В субботу "Русь" распространила пресс-релиз, в котором обращалось внимание на то, что в момент катастрофы в районе аэродрома Чкаловский был туман. В компании не верят, что падение самолета с высоты 600 - 800 м сразу после взлета могло быть вызвано неисправностями (из допустимых 20 000 часов Ил-76 налетал лишь 3480) или ошибкой пилотов. На самолеты Ил-76 приходится 60% грузовых перевозок российских авиакомпаний. Эти машины, парк которых в России составляет около 200, просты в эксплуатации, неприхотливы и дешевы. Их охотно используют небольшие компании, не способные обеспечить хорошее техобслуживание и склонные перегружать самолеты, чтобы побольше заработать. Только в 1999 г. в злополучном аэропорту Иркутска четыре самолета Ил-76 не смогли взлететь из-за перегруза (от 12 до 23 т) , повредив при этом оборудование аэропорта. В 1998 г. по той же причине Ил-76 разбился. В прошлом году специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) предложили внедрить на бортах самолетов систему определения массы и центровки самолета. Но у большинства перевозчиков на это не было денег, и предложение МАК не было реализовано. Впрочем, в пресс-релизе "Руси" утверждается, что Ил-76, направлявшийся в субботу в Норильск, не был перегружен: груз прошел двойной контроль (при приеме на склад и перед погрузкой) , а на борту самолета находился пилот-инспектор Московского территориального управления Государственной службы гражданской авиации. "Контроль при приеме на склад у нас такой: как заплатишь - так и проконтролируют", - рассказал "Ведомостям" флайт-менеджер одной из российских авиакомпаний, пожелавший остаться неизвестным. Но если на борту был инспектор, то критический перегруз и неправильное расположение груза, по словам источника, действительно маловероятны. Теперь "Руси" остается только ждать официального заключения о причинах катастрофы. До тех пор ее полеты приостановлены. ГСГА, которой приходится разбираться со второй катастрофой за неделю, также запретила всем гражданским самолетам, не базирующимся на военных аэродромах Раменское, Чкаловский и Мигалово, летать с этих аэродромов. Перелететь на другие подмосковные аэродромы не проблема, сложнее будет перебазировать склады, рассказал "Ведомостям" источник в одной из авиакомпаний. Перевозчикам придется доставлять грузы из окрестностей военных аэродромов в новые порты базирования. Если запрет на полеты из Раменского, Мигалова и Чкаловского будет долгосрочным, многие компании могут перебраться в "Домодедово" и рынок будет фактически переделен в пользу контролирующей этот аэропорт компании East Line, говорит источник "Ведомостей". ГСГА едва ли в ближайшее время отменит свои строгости. Российские авиакомпании, по словам источника "Ведомостей" в этой службе, ждет проверка с пристрастием. Чиновник не исключил, что в ближайшее время сбудется мечта главы ГСГА Александра Нерадько: число компаний сократится за счет мелких перевозчиков, которым просто не продлят лицензии. Не вовремя Сегодня заканчивается визит в Россию президента Международной организации гражданской авиации (ICAO) Ассада Катайта. Он прибыл в страну сразу после катастрофы в Иркутске, и поэтому главной темой его встреч с российскими чиновниками стала безопасность полетов. По словам Катайта, в России этот показатель на высоком уровне и даже иркутская трагедия не убедила его в обратном. Премьер-министр Михаил Касьянов и министр транспорта Сергей Франк заверили главу ICAO в том, что Россия неукоснительно будет исполнять все требования этой организации по безопасности. Через день разбился Ил-76 - уже девятый с 1996 г. (правда, не все эти машины эксплуатировались российскими авиакомпаниями).
|