На днях издание Федерации еврейских общин России (ФЕОР) газета "Еврейское слово" опубликовала статью Танкреда Голенпольского, учредителя другого ведущего еврейского печатного органа - "Международной еврейской газеты". "Еврейское слово" и "МЕГ" - конкурирующие издания, выражающие позиции конфликтующих групп внутри российского еврейства, поэтому сам факт публикации знаменателен. Страна победившего хасидизма Статья носила характерное название "Ребята, давайте жить дружно". За этой по-леопольдовски наивной попыткой примирения стоит долгий и серьезный конфликт, по-настоящему расколовший отечественную еврейскую общину. Если призыв Голенпольского и не стал сенсацией, так только потому, что ситуация для подобного выступления объективно назрела. Кажется, измотавшее российских иудеев противостояние может наконец завершиться. По крайней мере, есть шанс положить конец неадекватно обостренной безобразно затянувшейся конфликтной ситуации. Чуть больше года назад на всероссийском съезде представителей иудейских общин был избран главный раввин страны. Им стал представитель любавического хасидизма, глава ФЕОР Берл Лазар. Хасидизм - одно из субконфессиональных течений в иудаизме. В современном хасидизме доминирует эсхатологически-фундаменталистское движение последователей любавических ребе "Хабад Любавич", центр которого находится в США. Правда, в самой Америке куда большей популярностью пользуются различные версии реформистского иудаизма, не настаивающие на строгом соблюдении многочисленных ритуальных предписаний иудаизма. А вот в России главным раввином был избран именно любавический хасид. Получилось так, что чуть более половины приехавших представителей общин оказались хабадниками, и в результате движение, не обладающее поддержкой бесспорного большинства отечественных верующих иудеев, провело свою кандидатуру. И все бы ничего, только вот незадача - в стране на тот момент был уже один главный раввин, представитель ортодоксального "миснагетского" (то есть нехасидского) иудаизма, глава Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) Адольф Шаевич. Он не признал легитимным съезд, избравший Лазара. В результате Россия оказалась единственной страной, кроме Израиля, где функционируют два верховных раввина (правда, в Святой Земле это обусловлено реальными различиями между этноконфессиональными группами, а не политическими интригами). Конечно, иудаизм - не христианство, раскол как таковой в привычном нам понимании в нем невозможен. В Моисеевой вере нет понятий Церкви, молитвенного единства, передачи благодати, священной иерархии и канонического подчинения. Централизованная религиозная организация носит вовсе не концептуальный, а вспомогательный и необязательный характер. Совершенно очевидно, что причинами раскола и двоевластия в российской общине явились вовсе не религиозные, а политические соображения. Известна близость Шаевича к Российскому еврейскому конгрессу (РЕК) и его тогдашнему президенту - Владимиру Гусинскому. Связь последнего с представителями демократической оппозиции курсу нынешнего президента нравилась далеко не всем в еврейской общине. Многие считали, что активное участие Гусинского в политике, выступавшего, в частности, и от имени всего российского еврейства, только мешает нормальной жизни возрождающейся общины. Поэтому когда Кремлю в рамках общей логики стало необходимо подорвать влияние Гусинского в еврейской среде, то люди, на которых можно было бы опереться, нашлись. Может показаться, что влияние на иудеев - не такая уж важная сфера, чтобы обращать на нее внимание в общеполитической борьбе такого масштаба. Однако, хотя численность религиозных евреев в России незначительна, международная общественность всегда с пристальном вниманием смотрит на то, как строит государство свои отношения с их общиной. Во многом именно по еврейским каналам на Запад транслируется информация, играющая важную роль в определении официальной позиции на государственном уровне, в частности, в США. Именно поэтому Гусинскому было так важно доказать всему миру, что в его деле имеет место государственный антисемитизм, и именно поэтому власти не менее важно было создать "карманную" организацию еврейских общин. Союз Кремля и хасидов обеспечил последним быстрое и уверенное продвижение во всех областях. Неоднократные посещения Владимиром Путиным хабадного Общинного центра в Марьиной роще наглядно продемонстрировали поддержку ФЕОР со стороны государства. Власть, со своей стороны, получила "патриотически ориентированную" головную иудейскую структуру, отодвинувшую р. Шаевича с его "сомнительной" политической ориентацией. Формально победа хасидов была закреплена весной, когда Лазар был введен вместо Шаевича в качестве представителя иудейской общины в Совет по взаимодействию с религиозными общинами при Президенте РФ. А в конечном счете на недавнем III съезде РЕК президентом Конгресса стал Леонид Невзлин, сразу же заявивший о "равноудаленности" раввинов и готовности пойти на благожелательное сотрудничество с Шаевичем. Многоступенчатая антигусинская PR-кампания достигла своих результатов. Последствия ее осталось расхлебывать простым евреям. Били по Гусинскому, попали в непричастных В результате циничной кампании, имевшей совершенно очевидную политическую цель, походя было разрушено единство российских иудеев, которое на протяжении более чем десяти лет поддерживалось энтузиазмом всеобщего национального возрождения. "Били по Гусинскому, попали в непричастных", - с горечью заметил Голенпольский. В противостоянии между ФЕОР и КЕРООР дело доходило до совершенно безобразных вещей. Представители общин препятствовали передаче "конкурентам" музейных реликвий, имеющих ценность для иудейского ритуала. Уникальные свитки Торы, созданные по чрезвычайно трудоемкой технологии с соблюдением всех ритуальных предписаний, из-за взаимных кляуз и склок так и не были переданы никому. И "МЕГ", и "Еврейское слово" печатали взаимные обвинения и яростные упреки. Кульминацией конфликта стало избиение в ориентированной на Шаевича Московской хоральной синагоге исполнительного директора ФЕОР, раввина Авраама Берковича в декабре прошлого года. После этого инцидента понимание о необходимости цивилизованного диалога стало приходить ко всем участникам противостояния. Было очевидно, что ФЕОР занимает лидирующие позиции. Помимо поддержки властей в распоряжении хасидов огромные финансовые ресурсы, происхождение которых связывают с именами алмазного магната Леви Леваева и Романа Абрамовича. Финансовая же база КЕРООР, в основном опиравшейся на "МОСТ" и другие разгромленные из-за близости к Гусинскому структуры, к началу этого года была основательно подорвана. Первый шаг к примирению был сделан еще в феврале, когда на V съезд КЕРООР (по ходу дела переименованный из-за отсутствия кворума в конференцию) был приглашен Берл Лазар. Тогда же прозвучали призывы к слиянию в единую организацию. Правда, есть вполне объективные трудности, препятствующие механическому объединению различных иудейских групп. Все-таки хабадный хасидизм - далеко не единственное направление, представленное иудейскими общинами России. У так называемых ортодоксов существует определенное сомнение в нормативности иудаизма по версии "Хабад Любавич". Для реформистов хасиды - мракобесы, которые по определению не могу руководить общиной в современных условиях. Кроме того, весьма силен субъективный фактор. Многие члены руководства РЕК, равно как и многочисленная еврейская малорелигиозная и совсем нерелигиозная интеллигенция, привыкли к обаятельному и вполне вменяемому Шаевичу, а фигура "козлобородого" Лазара вызывает стойкое неприятие. Кроме того, фрондирующей интеллигенции подозрительны кремлевские связи хабадников. Перефразированная одним остряком песенка стала гимном этой группы: "Готов ответить за базар, Есть честь не только девичья, Раввин кремлевский - Берл Лазар, А я люблю Шаевича...". Однако, несмотря на все трудности, объективные условия для конструктивного диалога сложились. Использовать этот шанс, положив конец конфронтации, заинтересованы все без исключения. Можно только выразить надежду, что так и будет. Если, конечно, в Кремле не разработают новой многоходовки.
|