Год от года нефтяные компании умудряются обходить экспортные барьеры, которые государство планомерно укрепляет. По оценкам аналитиков, в прошлом году "мимо трубы" российские нефтяники экспортировали свыше 8 млн т сырой нефти на сумму около $1,5 млрд. "Транснефть" не может ничего поделать с самостоятельным экспортом компаний, а Минэнерго большую часть этого экспорта просто "не видит". "Возможностью экспортировать самостоятельно, в обход "Транснефти", обладают те компании, которые имеют экономически выгодное транспортное соединение с экспортом, - рассказывает аналитик "Тройки Диалог " Иван Мазалов. - Здесь возможны два варианта. Это либо нефтеперерабатывающие мощности рядом с границей, куда можно гнать нефть по трубе по внутренним тарифам и часть сырья направлять не на переработку, а на экспорт. Или же наличие месторождений рядом с водой и договоренность с речными компаниями и малыми морскими портами". Экспорт нефти по таким каналам в последнее время быстро растет. По оценке Геннадия Красовского из ИБГ "НИКойл", если в предыдущие годы он достигал 3 - 4 млн т, то в прошлом году он превысил 7 млн т. И это еще консервативная оценка. "Тройка Диалог " и Brunswick Warburg говорят о 7,5 млн т, а ИАЦ "Кортес" - и вовсе о 9 млн т, т. е. о 6,5% всего российского экспорта нефти. Лишь Минэнерго в прошлом году зафиксировало "экспорт вне графиков "Транснефти" на уровне всего 4 млн т. От самостоятельного экспорта несет значительные потери трубопроводная монополия - "Транснефть". Ведь за транспортировку нефти до перевалочных пунктов - портов или железнодорожных станций - компании платят по низкому внутреннему, а не по высокому экспортному тарифу. "Сургутнефтегаз" в свое время экспортировал с Киришского НПЗ до 300 000 т в месяц, - рассказал "Ведомостям" источник, близкий к Минэнерго. - Выглядело это достаточно нагло: прокачали 3500 км по трубе по внутреннему тарифу и вместо переработки - тихой сапой на экспорт. Когда "Транснефть" прознала об этом в 2000 г. , был жуткий скандал, судебные разбирательства. "Сургуту" сократили объемы, но этот экспорт государством все равно не контролируется. Богданов уже миллиардер, против него и ограничительных мер никаких не примешь". Григорьев утверждает, что для более успешного поддержания монополии его компании нужна только оперативная таможенная статистика. Имея ее, "Транснефть" могла бы "вычислить", какие компании сколько вывозят, и заставлять их платить по экспортному тарифу за транспортировку соответствующих объемов нефти. Но в том, что это решило бы проблемы "Транснефти", есть серьезные сомнения. Например, Григорьев считает, что с "Сургутом" проблема практически решена. "С Киришского НПЗ они официально экспортируют порядка 1 млн т, - говорит вице-президент "Транснефти". - Мы заставляем их платить по экспортному, двойному тарифу. И не поставляем больше нефти, чем потребности завода. Если они экспортируют что-то сверху, то только в ущерб заводу". Однако, по оценкам специализированных нефтяных агентств, на самом деле "Сургутнефтегаз" до сих пор вывозит в Финляндию и Эстонию по 3 млн т нефти в год. И НПЗ без сырья не простаивает. В самом "Сургутнефтегазе", на Киришском НПЗ и в родственном "Сургуту" железнодорожном перевозчике "Линк-Ойл" категорически отказались назвать "Ведомостям" объемы экспорта "мимо трубы". "Коммерческой тайной" является и объем экспорта "дочки" "ЛУКОЙЛа" - компании "Калининградморнефтегаз", говорит пресс-секретарь материнской НК Дмитрий Долгов. По данным пресс-службы "ЮКОСа", экспорт сырой нефти в Китай по железной дороге в прошлом году составил 430 000 т, а план на этот год - 1,7 млн т. Однако информированные собеседники "Ведомостей" оценивают прошлогодний экспорт структур "ЮКОСа" из Мегета, Томска и Ангарска примерно в 1,5 млн т и выше. Тот же "ЮКОС" и "Славнефть", по утверждениям аналитиков, экспортируют небольшое количество нефти судами пароходства "Волготанкер". Однако в самих компаниях это отрицают. А в ТНК не смогли прокомментировать данные о том, что около 1,5 млн т нефти ежегодно вывозится "Оренбургнефтью" через пункт налива Кротовка. .. "Ничего серого, противозаконного в этом экспорте нет. Компании платят таможенные пошлины, регистрируют экспортные сделки, С говорит "Ведомостям" замдиректора ИАЦ "Кортес" Яков Рудерман. С Есть проблема непрозрачности этих процедур, но так жизнь устроена. Если государство точно узнает об этих объемах и каналах экспорта, то может захотеть наложить лапу и на них, как-то повлиять на компанию, например сократить квоты или создать препоны экспорту по "транснефтевой" трубе". Правда, с Сахалина в азиатском направлении вполне открыто экспортируется около 1 млн т нефти в год. Но это скорее исключение, чем правило. У компаний нет причин раскрывать информацию об экспорте "мимо трубы", зато есть причины его наращивать. "Эффективные транспортные решения дают нефтяникам солидную экономию, - говорит Красовский из НИКойла". - Киришская схема экономит "Сургутнефтегазу" $5 - 6 с тонны. Потенциально там можно экспортировать до 5 млн т. "ЮКОС" при удачной конъюнктуре рынка готов увеличить поставки на Китай до 4 млн т ежегодно. Экспорт тимано-печорской нефти "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкером" (потенциал - 5 млн т) дешевле на $10 за тонну, чем, например, экспорт через Новороссийск. "Транснефть" намерена увеличивать тарифы, чтобы инвестировать в новые пропускные мощности. В этой ситуации многие компании задумаются о железнодорожных поставках на экспорт".
|