В минувшую пятницу на столичном Троекуровском кладбище похоронили Героя России генерала Тимура Апакидзе. Один из стоявших у гроба, авиационный полковник Петр Иванчиков, знавший Апакидзе еще со времен совместной службы на Черноморском флоте, осушил поминальную рюмку, заел ее таблеткой валидола и поехал не домой, а на встречу со мной, держа под мышкой старенькую папку с документами и схемами. Петр Михайлович свое уже отлетал, служит консультантом в закрытой фирме, которая занимается разбором авиационных проблем. В том числе и аварийных. По словам моего собеседника, комиссия под руководством начальника инспекции службы безопасности Минобороны генерала Анатолия Бакушева "землю рогом роет", чтобы докопаться до причин катастрофы 17 июля под Псковом. И уже сталкивается - чем дальше, тем больше - с недомолвками организаторов воздушного шоу над аэродромом "Остров" (на прошлой неделе "Комсомолка" подробно рассказывала об этой трагедии). - Что недоговаривают флотские начальники, Петр Михайлович? - Нет ясности, кто принимал решение о выборе варианта посадки истребителя. - Это имеет принципиальное значение? - Еще какое! У Тимура был напряженнейший пилотаж, после которого его надо было пощадить. И посадить самолет нормально, без выкрутасов. Любые асы после воздушного цирка садятся по стандартной схеме. - Что это значит? - Обыкновенный заход на взлетно-посадочную полосу (ВПП) по "коробочке" - прямоугольнику с закругленными углами. Именно по нему обязан пройти самолет, ориентируясь на дальний и ближний приводы (приводные радиостанции, которые "ведут" летчика на посадку. - В. Б.). - Апакидзе садился по другой схеме? - Вот тут-то и зарыта собака! (Иванчиков достает из папки рукописную схему посадки Апакидзе и водит по ней карандашом.) Смотрите, что происходило у Тимура. Он подошел к аэродрому, снизился до предельно низкой высоты, прошел над торцом ВПП и сделал крутой вираж! Такой заход по-авиационному называется "ухо", и он не каждому летчику по зубам. Тот, кто летал в Афганистане, знает: когда снизу "долбят" ПЗРК (переносные зенитно-ракетные комплексы. - В. Б.), тут не до классической посадки - крутишься, как волк в загоне, и садишься по самому короткому варианту. Фактически это экстренный боевой или даже аварийный вариант посадки. В обыкновенных условиях, как это было на "Острове", в этом, на мой взгляд, не было никакой необходимости. - Тимур служил в Афгане? - Нет. Но у него в подчинении, насколько мне известно, есть пилоты с боевым опытом. Я не исключаю, что они могли подать заму командующего идею "восполнить пробел" и эффектно закончить пилотажное выступление. - Какой "пробел" может быть у палубного летчика России № 1, пилота, получившего Героя за освоение боевой техники, имеющего огромный налет часов?! Он умудрялся успешно "моститься" на палубу авианосца даже в штормовую погоду... - Согласен. Но аэродром "Остров" - это не авианосец. Тут своя специфика. - Но ведь не подчиненные Тимура определяли и визировали план полетов под Псковом? - Это компетенция Федина (командующий морской авиацией. - В. Б.), а в его отсутствие исполняющего обязанности командующего. - Мог ли сам Апакидзе настоять на том, чтобы посадка прошла по "афганскому" варианту? - Он - заместитель командующего, звезда, авторитет. Я не исключаю, что он мог подкорректировать план перед тем, как его подписал Федин. Все-таки Тимуру на шоу отводилась главная роль... - Итак, он выбрал сложный вариант посадки. Что происходило дальше? В прессе мелькала версия об отказе двигателя... - У нас часто в качестве основной версии называется та, которая выгодна дрожащим за свои кресла начальникам. Помните версию столкновения подлодки "Курск" с "неизвестным иностранным судном", которое до сих пор не обнаруживается? - А к какой версии склоняетесь вы? - Когда Апакидзе демонстрировал уникальные трюки в небе над "Островом", машина была в порядке. Это факт. Беда случилась на финише, когда он с высоты пошел на снижение и стал закладывать предпосадочный вираж. Именно в этот момент самолет как бы стал терять управление. - Но в этот момент двигатель мог заглохнуть? - Не один двигатель - два! Чтобы произошло их отключение, надо так самолет "придушить", чтобы у него глаза на лоб полезли... Когда пилот "закручивает" машину на острых углах, она, бедная, скрипит под ним от перегрузок! А Тимур не на самой новой машине, к тому же стал загибать "ухо"... К тому же, говорят, он намеревался посадить истребитель по-корабельному. Это когда нос задран... У шоу ведь свои законы, нужно всех поразить. - Каким увидели Тимура примчавшиеся спасатели? - Он лежал в кресле в таком положении - одна рука на "держках" катапульты, а вторая на форсажной рукоятке. - О чем это говорит? - О многом. Тимур до последнего момента хотел спасти машину - видимо, он до самой земли надеялся переиграть ее гибель. Когда летчик "тянет" истребитель до той точки, когда он носом пашет картофельные грядки, такой летчик, ясное дело, про себя не думает... Он подумал о себе лишь за миг до того, когда все было кончено. Очень похоже, что при столкновении с землей была повреждена спасательная техника. Иначе бы Тимура "выстрелило" даже с земли в небо, и он остался бы жив. Катапультное кресло К-36 у нас супернадежное. Получше изделия заморской фирмы "Норман-Бейкер"! - Когда комиссия будет докладывать свои выводы? - Думаю, через месяц-два. - Если бы вы были председателем комиссии... - ...я бы записал в акте: будь пилот хоть дважды Героем России, но к сложным и новым полетам он не должен допускаться, если делает это нерегулярно, а тем более бесконтрольно. Есть грань, когда и ас становится смертником, если не имеет возможности летать систематически. Повторяю - систематически. Так и запишите... От редакции Мы готовы выслушать и другие точки зрения - мнения экспертов, военно-морских начальников, рядовых пилотов. Пишите нам. "Комсомольская правда" намерена продолжить расследование обстоятельств гибели великого, без преувеличений, летчика. О котором даже друзья говорят сейчас: "Мы еще не поняли, кого потеряли..." Взгляд с 6-го этажа Кому нужны поднебесные игры со смертью? Мы будто обречены "делать выводы", когда тонет атомная лодка, а ее нечем спасать. Когда разлившиеся реки затопляют города, которые, оказывается, построены "не там". Когда сотни тысяч людей замерзают от холода, потому что топливо с лета не завезли. Когда хороним легендарного аса, которому еще жить бы да жить, а на поверку оказывается: при планировании полетов допущена мелкая "вольность"... Надо ли было устраивать поднебесные игры со смертью? Бешеные деньги выброшены на ветер во имя того, чтобы "достойно отметить" юбилей морской авиации, в которой тысячи офицеров и прапорщиков ходят на службу в драных носках и живут по чужим углам. Кого-то еще сильно мучает ностальгия по временам, когда небо на столичных военных парадах темнело от самолетов. А некоторые губернаторы уже заказывают боевые истребители для украшения региональных торжеств - так в былые времена купчики "прикупали" цыган для ресторанных утех. Бывало уже, что на свадьбах дочерей великих авиационных начальников "по мановению папиного пальчика" раздирали на клочья московское небо боевые истребители из Кубинки... "Комсомолка" недавно рассказала: за 300 посадок на авианосец Тимур Апакидзе получил звание палубного летчика России № 1, а в США уже за сотню посадок президент оказывает летчику специальные почести (в обязательном порядке поздравляет с днем рождения, может пригласить пилота с женой в свою ложу на концерт или на прогулку на яхте). Наш погибший ас после окончания Академии Генштаба дорос до зама командующего, но из мрачной, провонявшей борщом и мышами общаги вместе с семьей так и не вылез. Два года назад командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов признал, что "сегодня на флоте осталось 5 (пять) летчиков, способных выполнять полеты с палубы тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Это подчеркивает остроту потери. И может ли служить утешением сквозь слезы то, что Тимур Апакидзе воспитал трех Героев России?
|