У каждой деревни - своя гордость. Корнеевка Саратовской области известна религиозностью и, как говорят соседи, тягой местных жителей ко всему, что плохо лежит. Но главная слава села в том, что здесь находится могила Петьки. Того самого чапаевского ординарца. - Всем известно, что Петька у нас родился и у нас похоронен, - пожимают плечами жители Краснопартизанского района. Мол, ничего особенного. На Петькиной родине живут люди особенные. Стоило мне переступить порог сельской администрации, как все местные обитатели - глава, ведущие специалисты, секретарши - принялись рассказывать историю Корнеевки со дня основания ее в 1789 году дедом Корнеем, выходцем из Калужской губернии. Для записей рассказов старожилов в местной школе даже отведен специальный журнал под названием "Летопись села Корнеевка". Здесь сохранено движение тимуровцев. Члены местного краеведческого кружка шефствуют над пенсионерами, помогают им совершенно бесплатно. Петька промелькнул в истории Корнеевки дважды. Первый раз, естественно, когда родился. "В сентябре 1896 года, - гласит стенд в Доме культуры, - в семье Семена Дмитриевича и Агриппины Ивановны родился сын, которого назвали Петром". Жила семья бедно и держалась на плаву только за счет бесчисленных родственников. В ранней юности будущий герой революции пас коров. 20 лет от роду Петьку призвали на защиту империи. Второе пришествие Петьки, уже контуженного, состоялось через два года - в 1918-м. Тут как раз в соседнем Пугачеве формировалась чапаевская дивизия. Уроженец Корнеевки Дмитрий Курсаков увел туда отряд односельчан в 200 человек. Пошел с ними и Петька. Он понравился Чапаю своей удалью, стал его боевым порученцем, но через год погиб. К неизвестному широкой аудитории Курсакову благодарные корнеевцы отнеслись почему-то с большим почтением. Его именем назвали улицу и колхоз. А Петьке достались одни анекдоты. Как рассказывают деревенские старожилы, матери Петьки и Курсакова привезли с берегов Урала по горсти земли и высыпали их на могилки у корнеевской церкви. А храм здесь был знатный. В начале века явились две чудотворные иконы - Святого Пантелеимона и Божьей Матери, обладавшие целительной силой. В 1937 году церковь снесли. Утварь растащили по домам. Кто взял чудесные иконы, до сих пор не известно. А Петькину могилку перенесли к Дому культуры. Обычная металлическая пирамидка, оградка и надгробная табличка "Петр Семенович Исаев". По церковным праздникам над могилой революционера и безбожника деревенские бабушки поют псалмы: "Все воинами были, за родную землю голову сложили". Такая снисходительность в корнеевцах воспиталась еще в Гражданскую, когда власть менялась неоднократно. Просыпалась деревня под триколорами, а засыпала уже под кумачами. Одно из самых решительных сражений войны произошло всего в 40 километрах отсюда, под Семеновкой. Комиссары запомнились корнеевцам небывалой суровостью: спекулянта, тащившего на базар пуд соли, могли изрубить шашками. Недавно с Петькиной могилы сняли звезду. Телята выщипали цветы у надгробия. Это - как символ всей нынешней жизни. Колхоз в Корнеевке скорее мертв, чем жив. Но село загадочным образом остается богатым. Авто, и неплохое, стоит в каждом втором дворе. Родством с Петькой может похвалиться едва не половина Корнеевки. Фильм "Чапаев" был здесь бесконечным бестселлером. - В детстве кино посмотрим и спрашиваем: "Мама, мама, а почему у нас с Петькой фамилии одинаковые?", - а она нам: "Бестолковые, так вы же родня!", - смеется тетя Вера Ломова (в девичестве - Исаева). Ее отец был племянником Петьки. Самого героя она, конечно, не видела. Зато хранила целую пачку фотографий: сам Петька (тете Вере он запомнился кавалерийскими усами), Петька с Анкой (или другой какой женщиной, но в семействе все привыкли называть ее Анкой), Петька с Чапаевым... Жаль, тетя Вера отдала снимки старой родственнице, та умерла и фото затерялись. Деревенский летописец дядя Саша Додонов (не родственник ли он царю Додону из пушкинской сказки?), как меня заранее предупредили, - человек очень религиозный. Оказался он точно таким, как я и ожидала: босым, пахнущим ладаном и... в камуфляжных штанах. - Кто же не знает, где стоял дом Петьки?! - хлопает себя по коленям дядя Саша. - Около магазина саманная хата была. После Петькиной смерти там вырыли землянку, жили его тетка и племянница. А теперь стоит кирпичный дом. Двоюродный дед Додонова - Семен Иванович - служил у Чапаева денщиком. Дядя Саша с чувством рассказывает, какой дед был "горбатенький, но грамотный, счет у Чапая вел". Позже дочь Семена Ивановича получила за отцовские подвиги прибавку к пенсии аж в 97 рублей. Большущие деньги...
|