"У нас нет конфликта между республиканской и муниципальными властями", - первым делом заявили в администрации президента Марий Эл. Между тем, происходящие в Марий Эл на протяжении последнего года события позволяют говорить не о конфликте, а о войне между государственной и муниципальной властями. Попытки импичмента, уголовные дела против должностных лиц, регулярные отключения тепла и света: Довольно просто почитать выходящие в республике газеты, где противники не скупятся на взаимные обвинения, чтобы понять, как далеко зашло противостояние. Эта ситуация знакома жителям многих регионов.
ДЕНЬГИ И ВЛАСТЬ
Первое серьезное столкновение муниципалов и президента произошло прошлой осенью, когда стало понятно, что республиканский бюджет не в состоянии вытянуть свою доходную часть на уровень запланированной. Речь шла о
громадной для республики потере - 204 млн рублей, из них 84 млн -
изначально заложенный дефицит, 80 млн - недополученные доходы, 40 млн рублей -
остаток от банковского кредита, 50 млн рублей - недобор акциза и примерно 30 млн рублей - налога с продаж. Во избежание кризиса с подачи правительства на сессии Государственного собрания было принято решение закрыть образовавшуюся
финансовую брешь за счет бюджета столицы республики. Предполагалось, что
районы будут перечислять в республиканскую казну 10 процентов, а
Йошкар-Ола - 35. Йошкар-олинский мэр Владимир Тарков в восторг от решения,
стоившего ему порядка 30 млн рублей, не пришел и отказался подписывать такое
межбюджетное соглашение. В ответ в столице республики начались отключения
электроэнергии с формулировкой "за неуплату текущих платежей". Тарков
обвинил руководство республики в выкручивании рук. В ответ его стали
упрекать в нежелании зарабатывать деньги в городскую казну - например, за
счет эффективного использования муниципального имущества. После этого
крупные и мелкие стычки между президентом Маркеловым и мэром Тарковым
стали регулярными, сильно осложнив работу обоим.
Вскоре в лагерь Таркова прибыло пополнение в лице главы Звениговского
района Михаила Жеребцова и мэра города Волжска Николая Свистунова. С
республиканской властью у них тоже не сложилось. Маркелов обвинил
Жеребцова и Свистунова в неумелом хозяйствовании. В частности, главе Волжска вменялись в вину распродажа городской собственности "своим" людям и нецелевое использование бюджетных средств - при громадных долгах за электроэнергию и газ ведется капитальное строительство, ремонтируются дороги и содержится
футбольная команда. Конфликт перевели в политическое русло.
КТО ВИНОВАТ?
Следом в Волжске и Звенигове начались перебои с электричеством:энергетикам
надоело работать в кредит. Без света остались больницы, бюджетные
организации и детские учреждения. В связи с этим руководством республики
был поднят вопрос об ответственности избранных лиц за свои поступки. Точнее,
об отсутствии оной. Почему звениговские школьники должны сидеть на уроках в
верхней одежде, а волжане - мыться на производстве, куда горячая вода
поступает из ведомственных котельных? Страдают люди, однако глав района и
города, виновных в этом, в рамках существующих законов не накажешь.
Наглядно это было продемонстрировано попыткой снять Михаила Жеребцова путем
проведения референдума, который провалился из-за неявки избирателей на
участки.
Пришлось действовать, минуя выборное законодательство: Жеребцову было
предъявлено обвинение в присвоении казенного имущества - пяти колес к
автомобилю, гаражных ворот и куска рубероида. Далее - следствие, суд и
приговор: три года без права занимать должности в органах самоуправления.
Сейчас Звениговский район возглавляет бывший жеребцовский зам Антонина
Матюшина. Правительство ее работой довольно: с энергетиками рассчитывается
вовремя, зарплату бюджетникам выплачивает исправно, рубероидом не
интересуется.
В Волжске, напротив, ситуация обострилась: этой осенью выяснилось, что
город не подготовлен к зиме. Так, во всяком случае, считают в правительстве
республики, вынужденном принимать чрезвычайные меры для нормализации
ситуации с теплоснабжением волжан. Первый заместитель мэра Волжска,
курирующий эти вопросы, полгода назад сменил место работы, не подыскав
себе замены. В результате, когда наступили холода, выяснилось, что 40 домов не готовы к подключению отопления. К тому же мэр Николай Свистунов не полностью перечисляет текущие платежи энергетикам, согласившимся на реструктуризацию
уже имевшейся задолженности города. "По итогам прошлого месяца Волжск
перевыполнил план сбора налогов и, тем не менее, вместо полагающегося по
условиям двустороннего договора миллиона рублей заплатил энергетикам лишь половину", - сетуют в администрации президента. 24 октября на сессии Волжского городского собрания был вынесен вопрос о выражении недоверия
Свистунову: для принятия не хватило одного голоса. Свистунов же заявил,
что снять его могут только путем референдума. Власти республики, помня горький опыт Звениговского района, повторить такой эксперимент вряд ли решатся. Проще снять через суд.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Марий Эл является дотационным регионом: республика в состоянии заработать
менее половины средств от своих потребностей. Получение денег у
федерального центра, к сожалению, стало одним из необходимых условий обеспечения
республики. Внутри Марий Эл большинство районов на 90 процентов живут за
счет республиканских дотаций. Если нет экономической самостоятельности -
нет смысла говорить о политической. Зачем ссориться с президентом республики, скажем, главе Куженерского района, если собираемых налогов ему едва
хватает на содержание собственной администрации?
Несколько лучше обстоят дела лишь в Звениговском, Медведевском районах и
городах Йошкар-Оле и Волжске. Но и там доля собственных доходов колеблется
в рамках 30-60 процентов. Однако это позволяет их главам чувствовать себя по
отношению к своим коллегам из более депрессивных территорий в
привилегированном положении. Как результат - решать с ними хозяйственные и финансовые вопросы в директивном порядке уже не получается. Тем более
когда речь идет о принятии непопулярных решений, без которых не обойтись.
Прописанные в законодательстве функции позволяют главам администраций
бойкотировать выполнение целого ряда установок региональной власти и не
нести за это никакой ответственности. Ни о какой вертикали власти речи
здесь нет.
Справка
У предшественников Леонида Маркелова на посту главы республики отношения с
главами городских и районных администраций складывались тоже совсем не гладко. Президент Владислав Зотин силами спецподразделений милиции выбивал
из здания Медведевской администрации ее главу Вячеслава Кислицына. История
закончилась для Зотина печально: вскоре опальный Кислицын легко переиграл
Зотина на президентских выборах. Впрочем, Кислицын, став президентом,
наступил на те же грабли. Весной 2000 года было принято обращение к и.о.
президента России Владимиру Путину о произволе президента РМЭ Вячеслава
Кислицына, подписанное главами городов и районов, с которыми глава Марий
Эл не смог найти общий язык. Оно стало одной из причин, помешавших Кислицыну
остаться на второй срок. И вот уже третий президент - Леонид Маркелов -
трудно уживается с муниципалами. Это свидетельствует о системном, а не
личностном характере проблем.
НЕОБЕСПЕЧЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
В Марий Эл, как и во многих других регионах России, в корне конфликтов
власти разных уровней лежат финансовые вопросы: каждый хочет побольше
взять и поменьше отдать. Поскольку пострадавшими обычно остаются муниципалитеты, находящиеся под жестким прессингом региональных глав, законопроект, недавно подготовленный комиссией Дмитрия Козака, рассчитан на усиление роли муниципальной власти в системе госуправления.
Губернаторы к проекту Козака отнеслись настороженно. И не только потому,
что видят в нем угрозу для себя. По мнению большинства, этим проблемы
взаимодействия муниципальной и региональной властей не решить. Безусловно,функции глав районов и городов нуждаются в корректировке. С одной стороны, им требуется законодательная защита от руководителей регионов, с другой - четко установленная ответственность за свои действия (или бездействие).
Однако суть конфликтов между ними и региональными руководителями не в
этом.
Ее сформулировал федеральный инспектор по Марий Эл Алексей Чепайкин: "Дело
тут не столько в недостатке или избытке полномочий муниципальной власти,
сколько в их финансовой необеспеченности". Президент Маркелов продолжил эту мысль в недавнем интервью газете "Марийская правда". По его мнению, если муниципальные власти не в силах самостоятельно решать вопросы ЖКХ и выплачивать зарплаты бюджетникам, то следует передать эти функции
региональной власти. В отличие от власти муниципальной сейчас с нее проще
спросить за неисполнение обязанностей или нецелевое использование средств.
А пока структурирование власти не произошло, Марий Эл остается надеяться
лишь на чудо. Например, сверхприбыли от добычи нефти, залежи которой
недавно обнаружили в недрах одного из районов. Если республика, как ей пророчат, превратится во второй Кувейт, то ее руководителям уже не надо будет
ссориться, отбирая друг у друга бюджетные крохи.
|