Убили Цветкова за тысячи километров от Колымы, в Москве на Новом Арбате, у подъезда представительства Магаданской области. Это случилось в начале рабочего дня 18 октября 2002 года. На полной машин и людей трассе, ведущей к Кремлю, остановился джип «мерседес», из которого вышли губернатор с женой и его заместитель Петр Шапка. Они пошли к подъезду дома № 19. Цветков, шедший впереди, говорил по мобильнику. Он миновал рекламную тумбу, когда из-за нее вышел молодой человек в темной вязаной шапке и выстрелил Валентину Ивановичу в затылок из пистолета с глушителем. Повернувшись к подоспевшему Шапке, убийца выстрелил в его Сторону, однако неточно: пуля пробила стекло в помещении охраны ресторана «Ангара». После чего, не встречая сопротивления, убийца нырнул в арбатские переулки, бросив по пути пистолет, сел в поджидавшую его светлую «пятерку» и был таков. Машина беспрепятственно проехала полтора километра до следующего намеченного планом пункта. Киллер оставил в ней «засвеченную» одежду и матерчатые перчатки, пересел в темную «девятку» и скрылся окончательно.
Два часа мертвый губернатор лежал на мостовой, следственная бригада собирала улики. Радио и телевидение вели репортажи, выдвигали версии. Среди поводов к убийству называли ресурсы Колымы - рыбу, золото, водку и энергоносители.
Министр внутренних дел Борис Грызлов заявил, что его задача - «очистить Магаданскую область от криминала». Вообще следствие с самого начала объявило, что заказчиков убийства надо искать в экономико-криминальных конфликтах области, поскольку Цветков противостоял как «рыбной», так и «золотой» мафии. Хотя магаданские милиционеры считают, что, поскольку убийство произошло в столице, поиски логичнее оттуда и начинать. Знавший Цветкова кемеровский губернатор Аман Тулеев сказал, что Валентин Иванович был поперек горла тем, кто хотел направить денежные потоки из региона в центр. Знаменитый генерал Колесников, возглавивший следственную бригаду, в последние годы прославился тем, что все громкие дела, о раскрытии которых он заявлял, в лучшем случае замыкались на самарской или красноярской политической элитах и никогда не доходили до московских коридоров власти. Может быть, именно поэтому Москва, откуда так хорошо виден Магадан, бросила его на расследование убийства магаданского губернатора?
Цветков был постсоветским губернатором. Поэтому наивно упрекать его в использовании административного ресурса при распределении рыбных и золотых квот среди добытчиков, в создании преимуществ для родных торговцев водкой и других лично ему подконтрольных компаний. Из зарегистрированных в Магадане семи тысяч предприятий участниками особой экономической зоны, о которой с большой помпой сообщает администрация области, являются всего 353. Счетная палата нашла массу нарушений в расходовании бюджетных средств. На вице-губернатора Вячеслава Кобеца было заведено уголовное дело за проведение незаконных сделок с драгоценными металлами. Цветков проходил по нему свидетелем. У него были конфликты и со старательскими артелями - у них он отбирал лицензии, - и с крупными компаниями. Вот по следам этих конфликтов и собирается пройти следственная бригада. Можно все это называть борьбой с мафией, можно -мелкими разборками.
Цветков понимал, что деньги, заработанные прикормленными бизнесменами, останутся в области, чье население в последние годы уменьшилось на сто тысяч человек. Он прижал подконтрольную кавказской мафии золотодобычу, заставил многих выйти из тени. В результате в этом году Колыма официально дала 27 тонн золота (а область получила с них налоги). Конечно, это не сорок, как в лучшие годы, но и не четырнадцать, как в последние. Возьмем на заметку, что на следующий день после Цветкова киллеры убили в Москве «вора в законе» Кемаля Мусояна, контролировавшего нелегальную сеть переправки колымского золота. А еще через день там же расстреляли двух азербайджанских криминальных «авторитетов», и это убийство оперативники связывают с гибелью Мусояна...
Губернатора Магадана упрекали, как и его соседа, бывшего губернатора Чукотки Александра Назарова, в манипулировании деньгами «северного завоза» и золотым залогом под эти деньги. Но он прекрасно понимал, что копейки, полученные на махинациях с нефтепродуктами, поставленными «Большой землей», во-первых, легко поддаются обнаружению как озлобленным местным населением, так и надзирающими за бюджетом органами. А во-вторых, не идут ни в какое сравнение с миллиардами, которые область может заработать на добыче энергоносителей -нефти, газа, конденсата, бурого угля. Все-таки Цветков вышел из предпринимателей, а не из чиновников.
Рыба и золото - не те ресурсы, чья разработка в суровых северных условиях без применения труда узников ГУЛАГа может дать сверхприбыль. А вот углеводородное сырье нужно и близким быстрорастущим азиатским экономикам, и соседней Америке. Чтобы соскочить с иглы ближневосточной нефти, за ценой они не постоят. А на магаданском участке шельфа Охотского моря только разведанные запасы нефти оцениваются в 1,8-2,4 миллиарда тонн, газа и газоконденсата - до 2,4 триллиона кубометров. Цветков собирался выставить на продажу лицензии на открытые месторождения. Интерес к ним заранее проявили крупнейшие компании России. Вот на чем он мог завоевать влияние федерального значения.
Вскоре после убийства на Новом Арбате, в сотне метров от центральной столичной магистрали, у меня состоялась беседа с человеком, знавшим Цветкова по магаданскому бизнесу.
- Мне кажется, его убили не из мести, не для устрашения населения - в таком случае выгоден был бы теракт на родине. Его просто устранили, потому что никак не могли обойти.
- Ну, на рабочем месте губернатора убрать сложно. Однако о том, что здесь не местная криминальная разборка, не личная месть, не выгоден был бы теракт на родине. Его просто устранили, потому что никак не могли обойти.
- Ну, на рабочем месте губернатора убрать сложно. Однако о том, что здесь не местная криминальная разборка, не личная месть, не банальный передел собственности, говорит сам почерк преступления. Исполнитель не прятал лица, это профессионал высокого класса, обученный хладнокровно действовать в толпе. Он не боялся ни камер слежения, которые повсюду на правительственной трассе, ни «топтунов» ФСБ, которых здесь еще больше, чем камер. Он был готов к их плотному присутствию, владел навыком ухода от слежки и погони. Думаю, в подготовке теракта участвовали от семи до пятнадцати разного рода специалистов.
- Зачем так много, информация же может просочиться?
- Значит, была гарантия закрытости. Считайте сами: надо было разработать сценарий с вариантами, подключить специалиста по массовой психологии, по стрессам, консультанта по системам контроля... Незастреленный свидетель — не осечка, а свидетельство того, что у киллера была гарантия неустранения, что он полностью доверял сценарию исчезновения с места событий. Он должен был верить в то, что после отхода через несколько часов окажется в ближнем зарубежье. И уже оттуда сразу же - отход в дальние теплые страны вместо обычного отлеживания. Через безвизовую зону, где можно легализовать новые документы.
- Что же должно было убедить исполнителя в реальности такого сценария?
- Например, предшествовавшие убийству щедрые расходы. Вообще заказ мог сделать тот, кто обладает громадными финансовыми ресурсами. Посчитай: только на месте должны были присутствовать до пяти человек, два-три месяца велась разработка сценария, до этого до полугода мог занять сбор информации о Цветкове. Итого: предварительный этап обошелся в сумму от полумиллиона долларов до миллиона. Плюс стоимость самого акта, плюс карантин на два года его непосредственным участникам - выходит от трех до пяти миллионов долларов.
- Они были бы потрачены впустую, если бы оперативники у нас работали по-прежнему и имели осведомителей.
- Я бы сказал по-другому Заказ мог сделать только тот, кто полностью контролирует свою структуру И может предоставить исполнителю гарантии этого. Кроме того, его конфликт с жертвой соответствует уровню самой его системы - стратегический, а не связанный с мелкими текущими проблемами. В противном случае зачем убирать первое лицо? Достаточно устранить кого-то из близкого окружения - и намек понят, приступаем к переговорам. Если бы конфликт не был жизненно важным, разрулить ситуацию можно было бы через центр, губернаторы у нас тоже кого-то слушают. Потратил те же три- пять миллионов долларов на взятки - и не надо стрелять.
- Ну и кто же это мог быть?
- Слышал про «Ингушзолото»? Нелегальная добыча, транспортировка и переработка драгметалла издавна находится в руках кавказцев. Ты учти, что через Магадан уходит не только золото Колымы, здесь же и транспортная тропа с чукотских месторождений. Цветков мешал всюду. До последнего времени около трети официальной добычи составлял теневой навар, что скрывали старательские артели. На самом деле это группы рабов. За мизерные деньги они обслуживают имеющего лицензию на золотоносное «пятнышко». Посмотри на список сдатчиков сырья в Гохран за последние десять лет: тридцать процентов артелей вообще ничего не сдают, среди остальных больше половины не отрабатывают квоты и лицензии. Получается, что реальный оборот в два раза больше и ориентирован на теневой рынок. Тот, кто этот рынок контролирует и может безболезненно оторвать от дела миллионы долларов, совершенно не обязательно сидит в Магадане.
- Значит, Цветкова устранили те, кому он помешал переводом золотодобычи в легальное русло?
- А вот выиграть на этом могли не они одни. Палец на спусковом крючке устанавливал кто-то один, а на руку это могло оказаться многим. На Северо-Востоке равной ему политической фигуры нет. Сосед, губернатор Чукотки Роман Абрамович, на покупку авторитета в регионе истратил уже двести миллионов долларов. Однако до сих пор проигрывал по мощи и авторитету Цветкову Рост Цветкова рано или поздно привел бы к постановке вопроса о слиянии Чукотки с Магаданской областью, потому что Чукотский округ не может функционировать без магаданской структуры. Разрыв с ней, спекулятивно совершенный Назаровым еще десять лет назад, привел к медленному умиранию округа. Создание отдельной структуры, даже на миллионы Абрамовича, невозможно в силу объективных причин - экономических, социальных, природно-климатических. Куда разумнее вернуть Чукотку вновь под юрисдикцию Магадана. Теперь уже под «патронатом» московского олигарха...
Спекуляции на тему «кому выгодно» неизбежно возникают вокруг любого следствия. Можно предположить, что мой собеседник чересчур идеализирует покойного хозяина Магадана, с которым водил дружбу Но не видеть логику в его «стратегических» рассуждениях тоже нельзя.
Несколько лет назад, когда я расследовал исчезновение из закромов государства двенадцати тонн чукотского золота, меня завалили письмами и звонками жители Чукотки, жаловавшиеся на губернатора Назарова. Золото в казну не вернули, Назаров благоразумно отказался от престола в пользу Абрамовича, в награду за ним сохранили кресло сенатора, жители Чукотки жить лучше не стали. Нефть не нашли, спасибо, что добычу угля возобновили. Прибыли, однако, уголь не дает. Губернатор тратит личные деньги на благосостояние избирателей, но без обратной отдачи даже Абрамович рискует вылететь в трубу
Тогда же, лет пять назад, помню, был звонок из Билибина: «Зачем наш поселок атомных энергетиков оторвали от Магадана?» Это ведь из Москвы Колыма - север. А с Чукотки - юг. Так почему нынешнему начальнику Чукотки не повторить удачную партию другого московского олигарха, недавно пересевшего из кресла таймырского губернатора на соседний, но куда более престижный красноярский престол? И не поменять бедную Чукотку на куда более перспективный Магадан?
Из досье
ЦВЕТКОВ Валентин Иванович.
Родился 27 августа 1948 года. С пятилетнего возраста жиле Магаданской области.
В ] 974 году окончил Запорожский машиностроительный институт.
. В 1974-1980 гг. — мастер, старший мастер, начальник цеха, начальник отдела Магаданского ремонтно-механического завода.
В 1980-1983 гг. — заместитель директора Магаданского деревообрабатывающего комбината.
В 1983-1986 гг. — заместитель директора, директор предприятия «Магаданнеруд». С 1986 по 1994 год — генеральный директор АО «Магаданнеруд».
В 1990 году КГБ СССР возбуждено уголовное дело о промышленной контрабанде против СП «Спарк», директором которого был Цветков. 17 апреля 1991 года дело прекращено «за отсутствием состава преступления».
12 декабря 1993 года избран депутатом Совета Федерации по Магаданскому двухмандатному избирательному округу № 49.
В 1993-1996 гг. — депутат Совета Федерации, член депутатского объединения «Конструктивное сотрудничество». С января по 27 апреля 1994 года — заместитель председателя Комитета СФ по бюджету. С апреля 1994 по декабрь 1995 года — председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов.
В декабре 1995 года избран депутатом Государственной думы РФ второго созыва по Магаданскому избирательному округу № 103. В Государственной думе РФ второго созыва входил в депутатскую группу «Российские регионы». С марта по ноябрь 1996 года — член Комитета Государственной думы по природным ресурсам и природопользованию. . 3 ноября 1996 года избран губернатором Магаданской области, получив на выборах 45 процентов голосов.
В феврале 2000 года на учредительном съезде Общероссийского политического общественного движения «Единство» избран членом политсовета движения.
|