Вчера Печерский районный суд Киева должен был приступить к рассмотрению гражданских исков родственников членов экипажа самолета Ту-154 российской авиакомпании "Сибирь", потерпевшего катастрофу 4 октября 2001 года над Черным морем, на общую сумму в 22 миллиона гривен (примерно 4 миллиона долларов).
Больше года прошло с момента авиакатастрофы над акваторией Черного моря российского самолета Ту-154. Гибель 78 человек (66 пассажиров и 12 членов экипажа) до сих пор остается трагедией без виноватых. Ни официальных извинений, ни материальной компенсации, ни даже возможности узнать имена тех, кто 4 октября 2001 года произвел пуск злосчастной ракеты С-200 во время учений войск украинской ПВО в Крыму, семьи погибших не получили. Позиция Украины в этом вопросе понятна и объяснима. Не отказываясь от ведения переговоров, но ссылаясь на незаконченность собственного расследования, которое тянется уже больше года, украинская сторона выигрывает время. В нашем быстро меняющемся мире, где по известному украинскому выражению "происходят трагедии и большего масштаба", время по всем законам экономики неминуемо превращается в деньги. Деньги, украденные у людей, лишившихся своих близких по чьей-то халатности. В поисках ответа на многие вопросы "РГ" обратилась к председателю Межведомственной комиссии по урегулированию с Украиной вопросов, касающихся катастрофы, статс-секретарю, первому заместителю министра иностранных дел России Валерию Лощинину.
- Валерий Васильевич, какие задачи были поставлены Правительством перед Комиссией?
- Прежде всего перед комиссией стояла задача объединить усилия ведомств и с учетом требований родственников погибших и авиакомпании "Сибирь" подготовить позицию Российской Федерации на переговорах с Украиной. Важно иметь в виду, что впервые в советской и российской практике решалась задача такого рода. К настоящему моменту комиссия выполнила задачу первого этапа: нами подготовлена позиция Российской Федерации на переговорах с Украиной, которая была утверждена Правительством РФ. МИД России передал украинской стороне меморандум с изложением наших требований: Украина должна возместить ущерб, причиненный российским гражданам, юридическим лицам и государству, принести официальные извинения родственникам погибших, предоставить информацию о результатах расследования, выявлении и наказании виновных, а также сообщить об уже предпринятых или планируемых действиях по предотвращению трагедий, подобных происшедшей.
- Как вы расцениваете заявление начальника следственного управления Главного управления военных прокуратур Генпрокуратуры Украины Валерия Журавеля, что версия о попадании украинской ракеты в самолет основная, но еще не доказанная?
- Насколько нам известно, Украина проводит расследование по факту авиакатастрофы. Исходим из того, что такое расследование проводится в соответствии со сроками, предусмотренными в ее законодательстве. При проведении любого уголовного расследования рассматриваются все версии происшедшего. Можно предположить, что именно в этом контексте было сделано заявление представителя Генпрокуратуры Украины. Однако для нас причины авиакатастрофы ясны, и мы исходим из того, что и для украинских следственных органов очевидно, что причиной гибели самолета является попадание в него ракеты С-200, пуск которой был произведен в ходе учений ПВО Украины. Хотели бы также отметить, что факт взрыва самолета Ту-154М над Черным морем "в результате попадания ракеты "земля-воздух", запущенной украинскими военными во время военных тренировок", зафиксирован в Докладе об актах незаконного вмешательства за 2001 год Комитета по незаконному вмешательству Совета Международной организации гражданской авиации.
В заключении отметим, что работа нашей комиссии ведется во взаимодействии с аналогичной комиссией, созданной в Израиле. Мы внимательно следим за переговорами, проходящими в эти дни между Израилем и Украиной, и рассчитываем на скорейшее получение ответа украинской стороны по существу российских требований.
Меморандум был передан Украине 7 октября с. г. Официального ответа нет уже месяц. На середину ноября назначена встреча двух комиссий: российской и украинской. Тогда и станет ясно, что украинской комиссии очевидно, а что пока не очень.
Родственников погибших политические тонкости двусторонних отношений России и Украины интересуют мало. Президент фонда помощи семьям погибших пассажиров рейса N1812 Борис Калиновский говорит, что первой и главной проблемой считает морально-этическую. "Мы хотим, чтобы каждая семья погибшего получила персональные извинения от украинской стороны, мы хотим знать имена виновных и требуем их наказания", - говорит он. Занимает пострадавших и еще один вопрос, формулировка которого выглядит весьма цинично, но от этого он не перестает быть крайне злободневным - сколько стоит жизнь гражданина Российской Федерации?
Например, с гражданами Ирана все ясно. Когда в 1988 году американцы по ошибке сбили иранский пассажирский самолет, семье каждого погибшего было выплачено по 280 тысяч долларов. Выплата Украины на каждого погибшего россиянина оценивалась одними политиками в 10 тысяч долларов, а другими - в 20 тысяч долларов. В гражданском иске, предъявленном правительству Украины вдовой и двумя дочерьми Валерия Лаптева - бортинженера лайнера, фигурирует сумма 400 000 долларов. В случае потерпевшего катастрофу над территорией Германии другого нашего Ту-154, на этот раз авиакомпании "Башкирские авиалинии", адвокаты, представляющие ее интересы и интересы родственников погибших, первоначально назвали сумму компенсации в миллион долларов на каждого погибшего, а сейчас предполагают эту сумму увеличить.
Однако просить и даже требовать - не значит получить. В случае трагедии над Германией швейцарская диспетчерская фирмы "Скайгайд", контролировавшая столкнувшиеся Ту-154 и "Боинг-757", отказалась от переговоров и добровольного возмещения материального ущерба. Мотивировано это тем, что выплачивать компенсации семьям 69 пассажиров Ту, среди которых было 52 ребенка, по мнению юристов "Скайгайд", должно правительство Германии.
Украина, не в пример "Скайкайд", пока от переговоров не отказывалась, но и приносить извинения ни на словах, ни в валюте не спешит.
Получается замкнутый круг. Гражданское дело не хотят рассматривать, пока не завершено уголовное. Уголовное не завершится, пока идет расследование. А расследование ведет Генпрокуратура Украины, которая по сути должна своими руками подписать чек на колоссальную для бюджета страны сумму.
Вот как комментирует ситуацию адвокат родственников погибших пассажиров Сергей Арасланов.
- Сразу после катастрофы Генпрокуратура РФ возбудила по ее факту уголовное дело N2140495, которое в декабре 2001 года было передано Генпрокуратуре Украины. В России уголовное дело было прекращено. 10 томов материалов дела, вещественные доказательства - в том числе обломки самолета - перешли из рук российских следователей украинской стороне. Поскольку добиться ответа официального Киева о результатах проводимого расследования и виновных в происшедшей трагедии не удалось, родственники погибших обратились в суд с гражданским иском к правительству Украины о возмещении морального ущерба. В связи с тем, что рассмотрение дела по формальным поводам постоянно откладывается, 21 октября этого года родственники погибших пассажиров обратились в Генпрокуратуру России с заявлением о возобновлении уголовного дела в соответствии со ст. 3 УПК РФ, по факту неумышленного убийства 78 человек на территории РФ - борт самолета считается территорией того государства, к которому он приписан. Ответ на заявление по закону должен быть получен в течение месяца. В случае возобновления уголовного дела Россия сможет потребовать выдачи и наказания виновных в случившейся трагедии лиц.
Пока семьи российских граждан, погибших в авиакатастрофе, пытаются расшевелить власти, нешуточные страсти разгорелись и в деле погибших граждан Израиля. Поняв, что миром дело не решить, часть родственников, пока 10 семей, отказались от услуг местных адвокатов и намерены подать гражданские иски на Украине. Об этом сообщила "РГ" Наталья Григорьевых, гражданка Израиля, потерявшая в катастрофе сына и мать.
В контексте происходящего очень интересна позиция авиакомпании "Сибирь", потерпевшей в результате катастрофы, по ее собственной оценке, ущерб в 10 миллионов долларов. В эту сумму входит стоимость сбитого лайнера, упущенная выгода от его эксплуатации и ущерб деловой репутации компании. Пресс-центр авиакомпании сообщил, что "Сибирь" надеется уладить дело с Украиной в досудебном порядке, и переговоры на эту тему идут достаточно успешно. Компания готова получить компенсацию, если не деньгами, то имуществом на вышеуказанную сумму. Чем конкретно - держится в секрете. По словам сотрудника пресс-центра Евгения Селянина, аналогичных погибшему по оснащению самолетов в ведении Украины нет, и речь идет о "некоей собственности".
Последние новости о расследовании авиакатастрофы и версии крушения самолета читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|