Какими бы благими целями ни объясняли нам необходимость проведения переписи населения ("Полученные данные обязательно лягут в основу разработки стратегии экономического и социального развития страны, будут использованы для решения проблем занятости", - заявляет вице-премьер правительства РФ Валентина Матвиенко), совершенно очевидно, что результаты переписи - это прежде всего уникальный стратегический ресурс государственных властей всех уровней. То, что всегда привлекает общественность в итогах переписи населения (ПН), - численность населения страны в целом, по регионам, национальный состав, образовательный уровень населения - это всего лишь вершина айсберга, хотя и этот информационный массив колоссален. Число таблиц с данными о населении каждой территории колеблется в зависимости от численности населения от десятка до сотни, а для страны, учитывая ее административно-территориальное деление, исчисляется тысячами. Всего в результате переписи получают несколько миллионов показателей. Полная разработка материалов переписи занимает несколько лет. Таблицы с результатами ПН, как правило, публикуются в специальных многотомных изданиях. На самом деле перед государством практически всегда стоит другая задача: как использовать данные переписи населения в идеологических и политических целях. Не случайно в истории проведения переписей населения в СССР, по-видимому, большая часть данных проходила под грифом "ДСП" - "для служебного пользования". Так, перепись 1939 г. не дала желаемой численности населения страны (опровергался сам тезис о быстром росте населения при социализме), и тогда ее данные были искусственно увеличены почти на 3 млн. человек. Краткие итоги опубликованы в 1939-1940 гг., полные - только в начале 1990-х. Итоги переписи 1989 г. были опубликованы в 11 томах (17 книгах) в 1991-1993 гг. Казалось бы, это гарантировало "прозрачность" результатов. Однако огромный массив информации сразу попал под гриф "ДСП". "Если как следует покопаться, то можно выяснить мобилизационный потенциал, и очень легко!" - заявил в беседе с корреспондентом "НГ" эксперт Минобороны РФ, попросивший не называть его имени. Характерно: сегодня и не скрывается вовсе, что результаты предстоящей переписи интересны не только государственным органам, но и бизнес-структурам. Так, по словам председателя Госкомстата РФ Владимира Соколина, "это подтверждается тем, что некоторые мероприятия, проводимые в ходе переписи и подготовки к ней, финансируются за счет коммерческих компаний". Мало того: стоимость спонсорского пакета по сотрудничеству с кампанией по переписи населения 2002 года для каждой коммерческой структуры составляет от 20 тыс. до 1,5 млн. долларов США. Естественно, что указанные структуры как минимум хотят "отбить" (то есть окупить) свое участие в ПН, на то они и коммерческие. Повторяю: тут весь вопрос только в доступе к информации. Могут возразить: ведь все данные переписи рано или поздно публикуются без всякого "ДСП"… Но дело в том, что никто не обязан публиковать сводку ответов на 11 вопросов переписного листа; "на-гора" выдается предварительно обработанная и перелопаченная информация, комбинации ответов. "Когда есть массив данных, тем более такой богатый информационный массив, как результаты переписи населения, из этого можно вытащить черт-те что, - подчеркнул наш эксперт из Минобороны. - Тут ведь самое интересное - двойные, тройные связи. Это целая наука. Здесь король тот, у кого эти данные в компьютере. По двойным, тройным связям можно "нарыть" очень много интересного. Самые неожиданные корреляции: доход-образование и т.п. То, что и предсказать-то тяжело, а то и невозможно". И сегодня уже существуют очень мощные программные методы обогащения "информационной руды". "Технология визуально-интуитивного извлечения полезной информации позволяет решать нечетко поставленные задачи на море информации, - подчеркивает Сергей Карелов, директор Московского представительства известной компьютерной корпорации SGI (Silicon Graphics). - Кривые социологических опросов (а это могут быть несколько десятков тысяч томов, терабайты информации) модулируют несущие частоты, например курс доллара к рублю, стоимость бензина, уровень заработной платы и т.п. Отсюда: можно воздействовать на несущие частоты сознательно, чтобы получить нужную модулирующую кривую". Опыт американских избирательных кампаний подтвердил исключительную мощность и универсальность данных технологий при решении сложных и слабо формализуемых задач на больших объемах данных. Разработанные вначале для нужд бизнеса, целевого маркетинга, сейчас они активно применяются на Западе при решении социально-психологических задач изучения поведения различных групп населения и выработки оптимальных стратегий влияния на них. Другими словами, решается задача выработки программ влияния, например, на электорат. Среди социологов популярна такая поговорка: электорат - это одноразовый народ. Данные переписи населения, грамотно обработанные и проанализированные, могут дать в руки государству уникальные по своей эффективности инструменты воздействия на этот "одноразовый народ". Конечно, эти ноу-хау будут засекречены. Итак, можно утверждать: если государство не воспользуется или не сможет воспользоваться в своих стратегических (политических, экономических, идеологических) целях результатами переписи населения, то это будет лишь свидетельствовать о деградации аппарата государственного управления.
|