"Транснефть" второй раз за прошедший месяц отказывает в экспорте нефтяным компаниям. Но теперь среди пострадавших не только "ЛУКОЙЛа", но и его оппоненты - "Северная нефть". На этот раз транспортники объясняют свои действия обнаружившимися таможенными нарушениями при экспорте нефти из Коми. В начале августа "Транснефть" неожиданно прекратила прием сырья на экспорт у десяти нефтекомпаний Коми, экспортирующих в общем около 300 000 т нефти в месяц по схеме замещения. В их число попали "Северная нефть", а также аффилированные с "ЛУКОЙЛом" "Коминефть" и "Тэбукнефть". Нефтекомпании, добывающие нефть в Республике Коми, имеют выход только к ветке нефтепровода от Усы до Полоцка. Она позволяет экспортировать сырье через границу Белоруссии и далее через порты Латвии и Литвы. Но на этих направлениях экспорт в основном поделен между "ЛУКОЙЛом", "Татнефтью", "ЮКОСом" и Тюменской НК. К тому же по этому пути невыгодно гнать нефть в Польшу или Германию. Поэтому нефтяники Коми пользуются схемой замещения: свою нефть в ветке Уса - Полоцк они передают другим компаниям, а взамен получают от них те же объемы в "Дружбе". Возможность замещения экспортных объемов сырья в системе "Транснефти" зафиксирована в совместном указании ГТК и тогдашнего Минтопэнерго от 27 мая 1997 г. В нем говорится, что, если нефть в силу особенностей системы нефтепроводов "Транснефти" не может поступить в конкретное экспортное направление, госкомпания может заменить ее другим сырьем. Как рассказывает вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, в начале августа компания получила уведомление от Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) о том, что ее следственный отдел нашел нарушения в системе экспорта нефти по замещению и планирует передать материалы в прокуратуру. ЦЭТ считает нарушением то, что "Транснефть" на границе с Белоруссией не продекларировала нефть, экспортируемую нефтяниками Коми по "Дружбе", разъяснил Григорьев, хотя эти объемы уже были зафиксированы ЦЭТ как экспорт в Полоцк. Чтобы не навлекать на себя гнев правоохранительных органов, госкомпания вообще прекратила экспортировать сырье нефтяников Коми до выяснения всех претензий ЦЭТ. Таможня же излагает принципиально иную версию. "У нас есть претензии к "Транснефти", которая нечетко соблюдает все параметры совместного указания, - пояснил "Ведомостям" и. о. главы ЦЭТ Владимир Родионов, - и нам трудно обеспечивать таможенный контроль при схемах замещения. В частности, мы не имеем полных данных о перемещении объемов нефти". При этом Родионов заявил, что таможня не вводила никаких ограничений на экспорт, не обращалась в правоохранительные органы, а положение о замещении продолжает действовать. "Ситуация буквально выглядит так, что "Транснефть" по своим соображениям прекратила экспорт, сославшись почему-то на нас", - говорит Родионов. Таможня предъявляет претензии "Транснефти" уже не первый раз. В мае 2001 г. она решила привлечь госкомпанию к ответственности за то, что в марте она не заявила о перемещении через российскую границу 261 826 т нефти. Тогда "Транснефть" и ЦЭТ договорились совместно с нефтяниками усовершенствовать порядок замещения нефти. Но новые правила так и не разработаны. "Нам все равно, куда и сколько качать, - говорит Григорьев, - мы получаем задания от Минэнерго, вот пусть нефтяники и решают эту проблему с министерством и таможней". А в нефтекомпаниях убеждены, что они-то здесь ни при чем, хотя страдают в первую очередь. "Мы в этом конфликте не участвуем, это дело "Транснефти" и ЦЭТ, - заявил помощник президента "КомиТЭКа" Феликс Гельман. - Конечно, теперь у нас проблемы со сдачей нефти, но надеемся, что это надолго не затянется". Он также сообщил, что в компании решается вопрос о том, судиться с "Транснефтью" за срыв экспортных контрактов или забыть об этом происшествии. Экспортные тяжбы: В конце прошлого месяца Рязанский районный суд выдал исполнительный лист, запрещающий "Транснефти" принимать документы на отгрузку нефти, подписанные президентом Вагитом Алекперовым и другими менеджерами компании. "Транснефть" незамедлительно повиновалась, и "ЛУКОЙЛ" не мог экспортировать нефть несколько дней, пока судья Сергей Черкасов не отменил свое решение. По завершении этой истории вице-президент "ЛУКОЙЛа" заявил, что юристы компании найдут заказчиков этого дела и выставят им встречные иски. На прошлой неделе юридическая компания "Русатоммет", владелец 500 обыкновенных акций "ЛУКОЙЛа", подала иск против "Транснефти", чтобы взыскать с нее убыток от приостановки экспорта "ЛУКОЙЛа" в размере 128 руб.
|