«Вообще в лоббистской деятельности нет ничего предосудительного», — сказал как-то замглавы думского «Единства» Владислав Резник. У нас нет оснований не верить столь уважаемому депутату. Владислав Матусович знает, что и за что говорит, — все-таки зампред Бюджетного комитета Думы.
«Новая газета» уже писала о деталях лоббистской жизни г-на Резника (№ 48, 08.07.2002). Напомним вкратце, но для начала оговоримся: депутат Резник любит исключительно иностранные компании. И делает это весьма деликатно.
Например, когда шла речь о принятии поправок к Налоговому кодексу по поводу акцизов на табачные изделия, г-н Резник, колеблясь вместе с генеральной линией партии, проголосовал, естественно, за вариант, предложенный правительством.
При этом некая активная и достаточно большая группа его коллег проголосовала за другой вариант – отвечавший интересам иностранных производителей сигарет. Этих товарищей за подобное «правильное» волеизъявление настойчиво агитировали и помощники депутатов, и другие депутаты. Говорят, что даже Владимир Резник поучаствовал в пропагандистских мероприятиях в кулуарах Думы. Как-то в это не верится, ведь г-н Резник — очень осторожный и здравомыслящий человек. И потому сам зампред комитета, естественно, остался в тени; мало того — попал в ряды депутатов, поддерживающих штаны отечественным товаропроизводителям.
Вариант поправок, выгодный иностранным табачным фирмам, тогда все-таки не прошел. Но Владислав Матусович вышел сухим из воды – он же выполнил все обязательства. Хотя многие западные фирмы остались недовольны таким решением вопроса.
«Второй фронт» был открыт депутатом Резником на ниве страхования. В этой сфере г-н Резник — не новичок. В 1995—1998 годах он возглавлял «Росгосстрах», откуда в конце концов он был уволен; говорят, что со скандалом, – уж слишком странной была предложенная им схема приватизации «Росгосстраха», согласно которой этот государственный монстр должен был перейти под контроль группы частных лиц, в том числе и самого Резника. Финансовым оплотом Владислава Резника стала петербургская страховая компания «Русь», основателем которой он и являлся. К началу 2002 года 49% акций этой компании принадлежали немецкой Alte Leipziger, а пакет в 50,2% — лично Владиславу Резнику.
В неравнодушии к зарубежным страховщикам Резника заподозрили давно. Его инициативы по изменению юридических норм для ряда европейских и американских страховых компаний удивительным образом дословно совпадали с декларациями их представителей.
Потребность зарубежных страховщиков в необъятном российском рынке понять можно. Но в соответствии с нормами российского законодательства иностранные компании не могут владеть свыше 49% акций ни одного российского страховщика. Просто кошмар какой-то…
На борьбу с подобного рода дискриминацией и вышел Владислав Резник в июне этого года, решив настоять на отмене всех основных ограничений, препятствовавших, по его мнению, работе иностранных операторов на российском рынке. Попутно заметим, что ни одного протекционистского предложения в отношении российских страховщиков г-ном Резником предложено не было. Что также наводит на некоторые размышления.
Параллельно стали осваиваться кое-какие схемы. Как сообщили на прошлой неделе газеты, г-н Резник продал «Русь». Лазейка в законе была найдена им достаточно быстро. Свой пакет акций Резник продал не иностранцам (как можно!), но некоему ООО «Капдолинвест» — якобы дочерней фирме немецкой компании ERGO. Последняя два года назад купила Alte Leipziger. Чудесно только, что данное ООО на поверку оказывается виртуальным фантомом – никакой информации по поводу этой организации обнаружить не удалось. А сам депутат от комментариев отказывается, соблюдая коммерческую тайну.
Но дело не только в этом. Аналитиков рынка страхования сильно удивила сумма сделки – 10 миллионов долларов. По мнению Евгения Решетина («Эксперт РА»), 50% акций компании, занимающей 118-ю строчку в рейтинге, прямо не могут столько стоить. Ведь, например, МДМ-банк покупал 33% акций «РЕСО-гарантия» примерно за 8 миллионов долларов. Однако в отличие от «Руси» это – компания из первой десятки.
И возникает вопрос: с какой это стати прижимистые, расчетливые немцы вдруг так переплатили за страховую компанию, занимающую не первые строчки в рейтингах? А может быть так, что цену вопроса утяжелила и некая весьма значительная сумма за некие оказанные услуги? Например, за те самые усилия по продвижению на российский страховой рынок иностранных операторов, которые депутат Государственной Думы России, заместитель председателя правительственной фракции «Единство» Владислав Матусович Резник самоотверженно предпринимал и продолжает неустанно предпринимать?
|