Удар по репутации
Адвокат Артем Вильямович Косогов, выходя утром 7 мая из своей квартиры, естественно, не мог предположить, что покидает дом навсегда. Жена, обычно провожавшая его взглядом из окна, на этот раз так и не увидела супруга у подъезда. Спустя несколько минут в дверь позвонил сосед и сообщил, что Артем Вильямович лежит на первом этаже...
Одного из самых известных адвокатов Красноярского края (по некоторым оценкам, даже входившего в "золотую десятку" правозащитников России), убили в подъезде собственного дома. Как впоследствии записали в экспертном заключении, смерть наступила в результате множественных черепно-мозговых травм - ранений головы тупым предметом. "Предмета" так и не нашли, но, предварительным данным экспертов, им оказался железный "уголок", кусок металлолома, какого в любом дворе можно отыскать немало.
Как отметило большинство наблюдателей, преступление было спланировано таким образом, чтобы создать ощущение банальной "бытовухи". Очевидцев убийства нет, если не считать нескольких человек, утверждающих, что они видели двух выбегающих из подъезда мужчин, похоже, "неславянской национальности".
Тем не менее, оперативники "на 99,9 процента" уверены, что убийство - заказное. При этом выдвигается великое множество версий. Но об этом - ниже. Для начала скажем о причинах, позволивших "заказу" вклиниться в судьбу известного красноярского адвоката.
Артем Косогов никогда не работал в правоохранительных органах. Сразу после окончания университета начал адвокатскую деятельность. И практически с первых шагов на этом поприще имел имидж "бандитского" защитника. Со многими представителями криминалитета он поддерживал дружеские отношения. В последнее время в определенных кругах об Артеме Косогове говорили: "Он плохо кончит". А в правоохранительных органах - особенно в прокуратуре и управлении по борьбе с организованной преступностью - перестали жаловать. Объяснение этому одно - Вилор Струганов, отношения с которым в последние два года переросли отношения "адвокат - клиент". По признанию многих, некогда симпатизировавших Косогову людей, дружба с "Пашей" нанесла непоправимый ущерб репутации правозащитника. Некоторые злопыхатели утверждают даже, что в группировке он выступал не только в качестве правозащитника. Косогов приходился "Паше Цветомузыке" и партнером по бизнесу, и советником в финансовых делах. Кроме того, как сейчас модно говорить, - имиджмейкером и спичрайтером. В специалисте по имиджу Струганов особенно нуждался: он как раз совершал рейд в политику. Рейд неудачный. Но это выяснилось потом. А начиналось все более чем гладко.
Кандидат на главную роль
Со Стругановым, по сути, попытались повторить "фокус", который в прошлом показали с Быковым (пожалуй, одно из обстоятельств, придающих колоритность фигуре этого лидера преступного мира Красноярского края). Быкова двигали одни представители краевой власти (бывший начальник крайГУВД Борис Петрунин), а "Пашу-Цветомузыку" - другие, сменившие прежних с приходом нового губернатора. "Быковская" операция оказалась удачной. Чего не скажешь про "стругановскую". Сегодня "Паша" - обитатель Лефортово, и его перспективы довольно прозрачны - зона. Цветомузыку обвиняют в организации террористического акта в одной из красноярских школ. История эта, не будь она столь страшной по своей сути, являлась бы, наверное, образцом дикого пиара - неумной попытки заработать симпатии избирателей перед выборами депутатов Законодательного собрания Красноярского края...
Адвокат и его палач?
Вернемся к версиям убийства адвоката.
Самая выгодная для некоторых местных политиков - "быковский" заказ: мол, убью всех, кто хоть каким-то боком близок к Струганову. Но эта версия является и наименее вероятной. По крайней мере, правоохранительные органы работают в совершенно ином ключе.
Артем Косогов являлся неформальным лидером команды адвокатов, "специализирующихся" на защите представителей криминального мира. В нее входили, в основном, работники Кировской и Свердловской районных юридических консультаций. За "разводкой" всех инцидентов во взаимоотношениях с юристами "подзащитные" обращались именно к Артему Вильямовичу. А уж примеров недовольства "подзащитных" можно привести немало. В первую очередь они касаются несоответствия гонораров качеству адвокатских выступлений в судах. Бывали случаи, когда за вознаграждение в несколько сотен тысяч долларов люди получали... более 20 лет лишения свободы. Отсюда и первая рабочая версия - финансовая, - выводящая на отдельных представителей преступного мира, некогда "обидевшихся" на недостаточно профессиональную защиту. Не исключено, что воздать за обиду криминальные особи решили просто - устранением "главаря" адвокатской команды.
Другим мотивом убийства, по мнению некоторых правоохранителей, может быть "разборка" внутри стругановской группировки. Ее остатки, уяснив, что "Паше" еще долго не понадобятся всевозможные "житейские блага", начали делить деньги, имущество и, естественно, власть. Наиболее вероятными наследниками (и даже преемниками) криминального лидера могли стать два человека: Артем Косогов и Вячеслав Исмендиров (кличка - "Палач"). Исходя из этого, несложно определить, кто получал выгоду со смертью адвоката.
Дружба "Паши" и "Палача" тянется с их глубокой юности. Неслучайно именно Слава Исмендир стал одним из самых близких Струганову людей. Вместе с "Пашей" ему пришлось пройти не только огонь, воду, но и носилки для покойников, на которых они вперед ногами въехали в известность и финансовое благополучие.
Кстати, сегодня, по информации надежных источников, "Палач" занимается финансированием защиты "Цветомузыки", продает недвижимость. Четыре коттеджа из красного кирпича, находящиеся на Базе отдыха "Дом рыбака" в окрестностях Минусинска (на озере Кызыкуль), стоят, надо полагать, немалых денег. Коттеджи эти интересны еще и с точки зрения "истории". Стены их помнят голоса не только многих краевых чиновников, но и московских чекистов, которые, как известно, благоволят (по крайней мере, до недавнего времени благоволили) криминальному авторитету "Паше-Цветомузыке".
Иудины дети
Несмотря на кличку, "Палач", по информации источника FLB в краевых правоохранительных органах, не был штатным киллером "Цветомузыки": все "пикантные" задания получал некий Александр Живица ("Буль"). Хотя он уже отошел от "стругановских": сразу после разрыва "Паши" с Быковым. Прямых подтверждений того, что ранее судимый Живица совершил ряд громких заказных убийств, у сотрудников милиции нет. Но им известно, что в определенных кругах он имеет репутацию "жестокого и бесстрашного" человека.
По нашим сведениям, Александр Живица - коренной красноярец, проживающий на Базаихе (река и одноименный район в пригороде Красноярска) в частном доме, оборудованном видеоохранными приспособлениями. По понятным причинам, Живица особенно не "светится" - как отмечалось выше, группировка Струганова переживает не лучшие времена: кто в бегах, кто на зоне, кто пытается заниматься собственным "бизнесом", кто "откололся".
Как, например, Валерий Михеев ("Рембо"). Именно он считался в криминальных кругах самым дерзким и отмороженным членом "пашиной" группировки. Разрыв между "Цветомузыкой" и "Рембо" случился в сентябре 2001. Последний не смог смириться с политическими амбициями Струганова и отходом его от "бандитских понятий". Свидетели разрыва, который произошел в красноярском ресторане "Метелица", говорили: обстановка в "кабаке" настолько накалилась, что грозила перерасти в перестрелку. Буквально через полтора месяца после этого джип "Гранд Чароке" Михеева взорвался около казино "Зеро". В настоящее время, по нашим данным, исполнитель взрыва установлен (его уже нет в живых). Как и организатор - Вилору Струганову уже предъявлено обвинение.
Ответ "Рембо" не заставил себя долго ждать. В январе этого года коттеджи Цветомузыки ограбили. Местная газета "МК" - в Красноярске" писала тогда: "вынесли вещей и драгоценного металла на миллион рублей". К неудовольствию Михеева после "разговора" с правоохранительными органами ему пришлось вернуть имущество, "нажитое нечестным путем"...
...Занялись своим "бизнесом" и братья Мослы. Фигуры, по ощущению многих знававших их людей, весьма неоднозначные, окруженные ореолом всевозможных слухов и домыслов. Самые любопытные касаются смерти начальника краевого управления по борьбе с организованной преступностью Евгения Коноваленко. По оперативной информации правоохранителей, именно Игорь и Аркадий Мослы (бывшие военные, офицеры спецназа) готовили по заданию "Паши" покушение на Евгения Николаевича. Мало кому известно, что в пик разгула "стругановских" семью Коноваленко постоянно охраняли, а сам он даже спать ложился в бронежилете. Кстати, до сих пор неясно, своей ли смертью он умер. Сердечный приступ у молодого, здорового, некурящего и непьющего мужчины всегда, согласитесь, вызывает смешанное чувство недоверия и безысходности...
Сегодня братья Мослы пытаются прибрать к рукам "Птицепром" Красноярского края, пока еще контролируемый неким Андреем Усковым. Личность тоже весьма колоритная, с интересным прошлым. Ранее судимый Усков пришелся-таки в свое время по душе знаменитому заместителю губернатора Красноярского края Людмиле Селивановой, которая и поставила его на "Птицепром". И даже выделила служебную "Волгу", состоящую, кстати, на балансе краевой администрации.
Людмила Васильевна вообще резво и по-свойски распоряжалась людьми из группировки Струганова. Имела, видимо, на то право...
По данным FLB, охранников Селивановой "подгонял" сам "Паша". Прибыв на красноярскую землю по приглашению Александра Лебедя, она привезла с собой столичных телохранителей. Но последним то ли воздух сибирский на пользу не пошел, то ли вообще оказались ленивы от природы. В общем, ей они чем-то не угодили. А вот братья Павлюченко - Виктор и Владимир, поставленные "Цветомузыкой", служили "патронше" верой и правдой. И даже, когда она решила-таки покинуть Красноярск, уехали за Селивановой в Москву. Только вот обещанных ею огромных барышей за "телохранительство" так и не дождались. Владимир плюнул, вернулся на малую родину - в Минусинск. И сейчас, говорят, занимается частным извозом. Младший же "откупной" дождался. Людмила Васильевна помогла Виктору Павлюченко создать благотворительный общественный фонд помощи ветеранам силовых структур под распространенным ныне названием "Единство". Он и сегодня функционирует, имея офис в Красноярске (Ладо Кецховели, 54). Кстати, красноярцам Виктор Павлюченко должен быть знаком. Он даже пару раз "засветился" на голубых экранах: как это ни смешно, Виктор Евгеньевич баллотировался в депутаты ЗС края по Ленинскому округу...
Пытается обрести независимость и другой ранее близкий "Цветомузыке" человек - Геннадий Беспалов ("Беспал"), располагающий собственной, правда, небольшой, командой "единомышленников". Он, по некоторым данным, контролирует Дивногорский завод низковольтной аппаратуры. В отношении его дальнейшей судьбы мнения расходятся. По одной информации, "Беспал" вовремя сменил ориентацию и поддерживал отношения не только с подручными своего шефа, но и с другой стороной - "быковцами" (даже в то время, когда "Петрович" ел баланду). Поэтому сегодня он чувствует себя уверенно и спокойно. Кое-кто, напротив, говорит о наступивших в его жизни сложных временах. С каждым днем, мол, офис на улице Шахтеров, в определенных кругах именующийся "стекляшкой", становится все более запущенным. Активное времяпрепровождение в нем "братвы" заканчивается. Более того, Беспалов, скорее всего, "ударится в бега", опасаясь расправы Анатолия Быкова. В этом случае "Беспал" пойдет по проторенному пути, уподобившись Владимиру Ошарову, который, по информации FLB, до недавнего времени руководил боевиками Струганова. Владимир Ошаров, по данным правоохранителей, прячется в Москве, крепко дружит с зеленым змием и тоже боится Быкова.
Выбили из-под "стругановских" и основного их "золотого ослика" - Центральный рынок Красноярска. Вместо Олега Ероцкого, осужденного за убийство красноярского городского чиновника Парфенова и приговоренного к 10 годам лишения свободы, на рынок поставили в свое время Геннадия Волкова. Но и тому собирать деньги пришлось недолго. В мае этого года его задержали сотрудники крайГУВД. В джипе Волкова милиция обнаружила арсенал огнестрельного оружия: пистолет ТТ и боеприпасы. После месячной "отсидки" и конфиденциальных разговоров с правоохранителями, Волков на Центральный рынок, что называется, ни ногой. С тех пор за порядком в базарной торговле следит милиция. Аналитики, кстати, не исключают, что освободившийся Анатолий Быков захочет туда "зайти". При этом, по их прогнозам, вряд ли кто-нибудь из криминального мира станет ему перечить. Как, впрочем, и из мира правоохранительного.
...Судя по всему, "стругановские" сломлены. Внезапно взлетевшие, они в одночасье упали. И причиной тому не только свойственные криминальному миру метаморфозы. Просто очень во многом судьба людей "Цветомузыки" зависела от политики. Наверное, в этом их особенность и отличие от прочих организованных группировок края. Важен и психологический "нюанс": лидер группировки наглядно продемонстрировал азбуку предательства. Струганов не только показал, что это такое, но и прочувствовал, каковы последствия...
|