Криминал 29.05.18 17:35

Из дела братьев Магомедовых пропал 7-й эпизод

FLB: Судья продлил арест миллиардеру Зиявудину Магомедову, однокурснику бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича и двоюродному брату беглых бизнесменов Ахмеда и Магомеда Билаловых

Из дела братьев Магомедовых пропал 7-й эпизод

- Позор суду! Цирк, ― так ожидаемо отреагировали близкие подсудимых на вердикт судьи Алексея Криворучко.

А несколькими минутами ранее главный подсудимый ― руководитель группы компаний «Сумма» Зиявудин Магомедов ― пророчил журналистам: «Наш приговор будет историческим».

27 мая Тверской районный суд Москвы продлил арест собственнику холдинговой группы компаний «Сумма» Зиявудину Магомедову (дело № 3/2-0444/2018), его старшему брату, экс-сенатору от Смоленской области и экс-главе правления «Ночной хоккейной лиги» Магомеду Магомедову(дело № 3/2-0445/2018), а также бывшему гендиректору строительной компании «Интэкс» и советнику гендиректора Балтийской стивидорной компании, входящих в ГК «Сумма», Артуру Максидову (дело № 3/2-0446/2018). Их обвиняют в мошенничестве при строительстве объектов инфраструктуры и энергоснабжения. По оценкам следствия, Магомедовы и Максидов причинили ущерб как минимум на 2,5 млрд рублей.

Подсчёт «золотых» пистолетов

До «исторического» приговора ещё далеко ― предварительное следствие продлили до 5 августа, как и аресты подсудимых. Поэтому главной новостью на процессе можно назвать пропажу одного преступления из обвинения. В понедельник речь шла о шести эпизодах по статье о мошенничестве, когда ранее говорилось о семи. Где и какое преступление потеряли, следствие не уточнило. А, быть может, даже и не заметило пропажу, как не заметило пояснений защиты по поводу найденных у Магомеда Магомедова пистолетов.

- Мы послушали защитников, но ничего не было сказано относительно того оружия, что было найдено у Магомеда Магомедова, - начал было речь старший следователь по особо важным делам Следственного департамента МВД Николай Будило.
- Прослушали, защитник Картман поясняла его происхождение, - перебил судья Алексей Криворучко.
- Одного, одного пистолета.
- Двух.
- Ну, двух. А изъято три. Один из них переделан, ― не сдавался следователь.
- Ювелирное изделие, ваша честь! ― вставил Магомедов-старший.

Следователь Николай Будило заметил, что вне СИЗО подсудимый сможет связаться с неустановленным лицом, которое подарило ему оружие, и через него повлиять на ход следствия. «А что мне мешает связаться с дарителем пистолета сейчас, через адвокатов?» ― резонно спросил Магомедов. Следователь вопроса как бы не заметил и сообщил суду, что поданные защитой документы не оспаривают незаконное хранение второго пистолета Luger, подаренного президентом Абхазии.

Позже Магомедов-старший развеселил публику пояснением, что третий пистолет золотой и «с ним на дело не пойдёшь», как и с двумя другими, подаренными «очень уважаемыми людьми». Как заметил подсудимый, пистолеты хранились на самом видном месте в библиотеке вместе с другими, которые следствие предпочло не заметить. «Патрончики у них ну совсем уж маленькие», ― пояснил Магомедов-старший.

В остальном судебный процесс оказался типичным слушанием о продлении ареста. Немногословная сторона обвинения рассказала о своих предположениях и опасениях, потом адвокаты долго, повторяясь, доказывали абсурдность и несостоятельность доводов оппонентов, судья даже порой кивал на аргументы защиты, но решение вынес в пользу обвинения. Куда интереснее биография участников процесса, но об этом позже.

Магомедовы отрицают наличие заграничной недвижимости

По мнению следствия, обвиняемых необходимо держать в СИЗО из-за повышенной криминальной опасности вменяемым им преступлений. Чтобы повысить эту самую опасность, и вспомнили страшный термин из 90-х ― «организованное преступное сообщество» (ОПС), считает защита. О такой практике неоднократно говорили адвокаты и в других уголовных делах против бизнесменов (дело Алексея Эккерта, Дмитрия Лысаковского и т.п.), ведь ещё в ноябре 2016 года пленум Верховного суда запретил арестовывать предпринимателей, обвиняемых по «мошеннической» 159-й статье УК РФ. Создание ОПС ― это уже иная статья, иной вес преступления.

Более того, пленум Верховного суда допустил прекращение уголовного преследования в случае, если предприниматель полностью возместил причинённый ущерб. На судебном заседании 31 марта, когда суд выбирал меру пресечения Магомедовым, адвокаты предлагали внести залог, равный сумме якобы принесённого ущерба. Однако судья Марина Сизинцева отклонила ходатайство.

Необходимость продления ареста следователь Николай Будило обосновал тем, что неустановленный размер похищенных средств выведен в неустановленный фонд, находящийся в неустановленном месте, а на свободе гуляют неустановленные сообщники, а ещё двое задержаны в Эмиратах. У Зиявудина Магомедова следствие не нашло документов о праве собственности на российскую недвижимость, из-за чего сделало вывод: миллиардер живёт за рубежом. Отпустишь из СИЗО ― сбежит домой. Однако самым убедительным был довод в отношении советника гендиректора Балтийской стивидорной компании Артура Максидова, у которого «не было обнаружено документов о зарубежных счетах, что даёт основания полагать, что он их скрывает».

Справедливости ради скажем, что зарубежный счёт у Максидова действительно есть, в латвийском банке. Сей факт, по словам обвиняемого, он никогда не скрывал. На счёту лежит около 23 тысяч евро ― почти 1,7 млн рублей по нынешнему курсу.

А вот Магомедовы наличие заграничной недвижимости отрицают. Магомедов-старший заявил, что в материалах дела указаны не только чужая недвижимость, но и чужой самолёт. Да и к группе компаний (ГК) «Сумма» он якобы никакого отношения не имеет, даже с братом последние годы виделся и общался мало. Управляет же микропредприятием ООО «Кардо-Альянс», аффилированным с транспортной группой FESCO. Как сообщают «Ведомости», ГК «Сумма» владеет 32,5% акций FESCO. Зиявудин Магомедов подтвердил в суде, что его брат не владеет ГК «Сумма», а является партнёром по входящим в неё Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) и «Объединённой зерновой компании» (ОЗК).

«Я ознакомился с предоставленными следствием материалами дела и нашёл упоминание о себе только в показаниях некого гражданина Смирнова, работавшего в «Объединённой зерновой компании», ― сказал Магомед Магомедов.

В 2012 году ГК «Сумма» скупила половину акций ОЗК. В 2014 году в ходе ревизии в ОЗК обнаружили махинации с фиктивными контрактами, заключёнными осенью 2013 года. Тогда следователи допрашивали заместителя гендиректора ОЗК Владимира Смирнова. В его показаниях Магомедов не упоминался, но накануне задержания бизнесмена Смирнов снова дал показания и якобы вспомнил о причастности к преступлению Магомедова-старшего. Сам бизнесмен утверждает, что никого из так называемого преступного сообщества не знает, за исключением брата.

Советник гендиректора «Балтийской стивидорной компании», Артур Максидов тоже заявляет, что встретился с Магомедовым только на суде, а его младшего брата до этого видел два-три раза, но лично знаком не был.

Однако обвинение настаивает, что ОПС существует, так как компании ГК «Сумма» действовали согласованно (а как иначе-то в одной лодке?), внутри сообщества прослеживается чёткая иерархия. «Иерархии нет только у мусорной кучи», ― заметил Магомед Магомедов.

Предпринимательскую деятельность следствие называет ложной, так как она носила преступный умысел и якобы связана с хищением бюджетных средств.

«Фактически получается, что любую коммерческую компанию можно признать преступным сообществом», ― сделала вывод адвокат Елена Дуганова.

На мартовском заседании Зиявудин Магомедов признался, что собирался сопроводить семью на личном самолёте в США, а потом отправиться в Лос-Анджелес на операцию. Следствие взяло это на вооружение и подкрепило довод о возможности побега за границу.

Зиявудин Магомедов заметил, что его дело объединено с двумя другими, первое из которых датировано 2014 годом. «Если бы хотел скрыться от полиции, то давно уже сделал это». Адвокат Виктория Цилюрик напомнила суду об аресте банковских счетов братьев Магомедовых, что усложняет побег. А вопрос о реальном месте жительства легко разрешить с помощью билинга, заметил адвокат Александр Гофштейн.

«Важно понимать, что его (Зиявудина) нахождение под арестом не даёт ему управлять бизнесом и уничтожает его», ― сказал Магомедов-старший. По его словам, от уголовного дела терпят ущерб все компании группы «Сумма», когда в материалах дела упоминается только одно направление. Всего же в холдинге работает около 35 тысяч человек. Такой бизнес сложно просто взять и бросить, пустившись в бега.

Третий подсудимый ― Артур Максидов ― указал на свой «якорь»: «У меня детям 6 и 10 лет. Как я от них убегу?» По словам его адвоката Елены Дугановой, Максидов выезжал за рубеж исключительно с детьми, что подтверждают отметки в загранпаспортах, и один раз на медосвидетельствование в Швейцарию.

На что следователь по особо важным делам Следственного департамента МВД Николай Будило заметил, что Максидов неоднократно бывал в ОАЭ, где скрывается один из членов ОПС ― экс-гендиректор входящего в ГК «Сумма» «Глобалэлектросервиса» Эльдар Нагаплов.

«Если есть какие-то экономические вопросы к компании, которой я управлял, почему у заказчиков по объектам нет никаких претензий?» ― задал риторический вопрос Максидов.

«Следует иметь в виду, что обстоятельства, на основании которых лицо было заключено под стражу, не всегда являются достаточными для продления срока содержания его под стражей», ― процитировала постановление пленума ВС РФ адвокат Екатерина Гартман. Зачитала и об основаниях, «которые должны подтверждаться достоверными сведениями и доказательствами». Не берусь судить, виновны Магомедовы и Максидов или нет, но вот домашнюю работу следователь Николай Будило подготовил плохо.

О пользе благотворительности

«Мой подзащитный сделал для страны, как никто другой в этом зале, и ставить его в один ряд с террористами несправедливо», ― заявила адвокат Виктория Цирюлик. За Зиявудина Магомедова поручились 22 олимпийских чемпиона, а также деятели культуры, имена которых перечислили адвокаты Цирюлик и Марина Белявская. Озвучили они и госнаграды, благодарности, в том числе от президента РФ Владимира Путина. Кстати, как сказала адвокат, именно по инициативе его подзащитного была создана знаменитая «Ночная хоккейная лига».

Напомним, с марта 2016 года Магомедов-старший возглавлял правление лиги, а «Новороссийский морской торговый порт» стал её собственником.

Судя по всему, большая поддержка Зиявудина Магомедова со стороны руководителей культурных и образовательных учреждений объясняется благотворительной деятельностью бизнесмена. Он финансировал строительство детсадов, школ, спортивных объектов, ремонты музеев, театров и других культурных учреждений, в том числе и Большого театра. Магомедов вкладывался в благотворительный проект «Чистое сердце», здравоохранение в республике Дагестан, развитие молодого предпринимательства, образования, восстановление архивов московских, дагестанских библиотек и даже Национальной библиотеки Израиля.

В инвестиционном портфеле Зиявудина Магомедова ― Uber и Hyperloop One Илона Маска.

В 2018 году Forbes поместил бизнесмена на 81-е место в списке самых богатых россиян, а состояние оценил в $1,2 млрд. Самым доходным был прошлый год: $1,4 млрд и 63-я строчка в рейтинге. В 2011 году крупные господряды впервые прописали бизнесмена в списке Forbes. На то время его состояние подскочило до $750 млн. В 2012 году Магомедов уже среди «королей госзаказа».

Зиявудин Магомедов учился в одной группе с бывшим вице-премьером Аркадием Дворковичем на экономическом факультете МГУ, какое-то время они даже жили в одной комнате в общежитии, пишет «Новая газета». Дворковича считали ставленником премьера Дмитрия Медведева. Именно в годы его президентства бизнес Магомедова резко пошёл в гору: он приобрёл 50% «минус» одна акция ОЗК и 25% акций НМТП, выиграл крупные тендеры. Кроме того, так совпало, что главные активы Магомедова относятся к тем отраслям, которые курировал Дворкович.

Как тут не вспомнить братьев Билаловых…

Двоюродными братьями Магомедовых являются объявленные в международный розыск братья Ахмед и Магомед Билаловы. Ахмет был вице-президентом Олимпийского комитета России и отвечал за подготовку спортивных объектов в Сочи. Срыв сроков сдачи трамплина «Русские горки» и выросшая с 1,2 до 8 млрд рублей смета в феврале 2013 года привела президента Владимира Путина в гнев, пишет Forbes. После этого Билалов лишился руководящих постов в Олимпийском комитете и в компании «Курорты Северного Кавказа». 7 марта того же года пресс-служба Генпрокуратуры сообщила о ряде нарушений в деятельности Билалова и связанных с ним фактах расточительства. Только на номер в гостинице на время летних Олимпийских игр Билалов потратил 2,5 млн рублей. Почти через месяц МВД сообщило о незаконном обогащении во время стройки олимпийских объектов Магомеда Билалова, который руководил ОАО «Красная поляна» и являлся одним из крупнейших акционеров ОАО «Национальный банк развития бизнеса». Братья Билаловы уехали за рубеж, после чего были заочно арестованы и объявлены в розыск.

Знаменитый судья и известный следователь

В биографии Зиявудина Магомедова есть много примечательных и сомнительных мест, но другие участники судебного процесса тоже стоят внимания.

Судья Алексей Криворучко и следователь Николай Будило уже не в первый раз разбирают одно дело. Оба включены в «список Магнитского», в связи с чем им запрещён въезд в США и Великобританию.

В 2012 году Криворучко и Будило удивили общественность арестом посёлка «Серебряная подкова» в Тверской области в рамках уголовного дела против проворовавшегося казахстанского олигарха Мухтара Аблязова. И дело не в нём, а в том, что жители посёлка оказались вдруг вне закона, так как их дома стояли на некогда принадлежавшей Аблязову земле, писали тогда «Известия».

В 2013 году судья Криворучко приговорил к трём годам колонии студентку Александру Лоткову за самооборону с применением травматического пистолета. В метро на ее друзей напали с ножом незнакомцы, Лоткова одному из них прострелила лёгкое.

В чём обвиняют Магомедовых

Братьев Магомедовых и «почти не знакомого с ними» Артура Максидова суд арестовал 31 марта 2018 года, на следующий день после задержания и ночного допроса. В начале мая МВД предъявило арестованным обвинение мошенничестве в особо крупном размере (ст. 159, ч. 4 УК РФ). Братьям Магомедовым также вменяют растрату денег в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ) и создание преступного сообщества (ч. 1 ст. 210 УК РФ). Максидов проходит по той же статье, но по другой части ― «с использованием своего служебного положения» (ч. 3 ст. 210 УК РФ). Кроме того, у старшего брата Магомеда полиция нашла незарегистрированное оружие (ч. 2 ст. 222 УК РФ).

Показания против Магомедовых дал, как пишет Life, Хачим Эристов ― арестованный 30 июня 2017 года топ-менеджер входящего в ГК «Сумма» «Глобалэлектросервиса». Кроме Эристова, Тверской райсуд Москвы в тот же день постановил заключить под стражу бывшего министра строительства Калининградской области Амира Кушхова и замглавы регионального управления капитального строительства Сергея Трибунского. При строительстве футбольного стадиона «Арена Балтика» они якобы вывели около 300 млн рублей через подконтрольную «Глобалэлектросервису» фирму ― «Управление производственно-технической комплектацией».

Ещё один эпизод касается реконструкции взлётно-посадочной полосы калининградского аэропорта Храброво. Подрядом занималась «дочка» «Суммы» ― «Стройновация». Объект планировалось сдать к концу 2016 года, однако местные власти расторгли договор. «Стройновация» не справилась с поставленной задачей якобы из-за девальвации рубля в декабре 2014 года, поясняет «Новый Калининград.ru». Щебень для взлётки подрядчик закупал в Швеции и Норвегии.

Как сообщает издание The Bell, в 2010-2013 годы «Глобалэлектросервис» мог присвоить почти 650 млн рублей «Федеральной сетевой компании» при строительстве подстанции «Василеостровская», Нерюнгринской ГРЭС и объекта «Призейская-Эльгауголь». По данным издания, в материалах уголовного дела также говорится об ущербе на 613 млн рублей в связи с выводом из «Объединённой зерновой корпорации» в офшор Newbey Investments $6 и $14 млн. Как передаёт РИА Новости, Зиявудин Магомедов обвинил в преступлении неких украинцев и заявил, что сам не раз сообщал ФСБ и полиции о хищении активов ОЗК. Возможно, именно этот эпизод исключён из обвинения.

«Интэкс», которым руководил Артур Максидов, подозревают в наживе на подряде 2015 года по расширению участка в 16 га у стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Работы компания сдала, но позже экологи забили тревогу ― песка намыто мало, стадион «Крестовский» может рухнуть, сообщает РБК.

Окончательную картину хищений следствие должно предоставить суду к 5 августу 2018 года.

Ещё на эту тему

В этот день Алексей Пичугин получил 20 лет строгого режима

Три убойных эпизода. «Суд основывает свой приговор на обвинительном вердикте присяжных и признаёт его виновным в убийствах и покушениях на убийство». Prigovor.ru напоминает, что было 30 марта 2005 года

В этот день Алексею Пичугину продлили пребывание в «Лефортово»

Уголовное дело №18/325507-04. Три эпизода из серии убийств и покушений на убийства. Prigovor.ru напоминает, что было 13 апреля 2004 года

В этот день Невзлин прикрылся Хакамадой

Серийный заказчик убийств Невзлин выступил с намерением поддержать Ирину Хакамаду на выборах президента России-2004. Prigovor.ru напоминает, что было 14 января 2004 года

Сын экс-премьера России Черномырдина прячет имущество от кредиторов

FLB: С 2016 года тянется дело о банкротстве Виталия Черномырдина. Требования кредиторов перевалили за 30 млрд рублей.

Мы в соцсетях

Новости партнеров